Восточный вектор должен быть реально подкреплён активным освоением Арктики

Северный широтный ход (СШХ) – проект с историей. Государство несколько раз приступало к его реализации, но до сих пор не завершило. Современная экономическая ситуация диктует необходимость претворить проект в жизнь. СШХ позволит выстроить крепкие торговые связи с приоритетными партнерами в Азии и усилит еще один важный инфраструктурный проект – Северный морской путь.

«Стройка 501»

Северный широтный ход – это железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе, которая нацелена на развитие главного нефтегазового региона страны. Магистраль соединит ЯНАО с Уралом и Центральной Россией, а также югом страны, но прежде всего СШХ рассматривается в плотной увязке с Северным морским путём.

Севморпуть, как известно призван стать серьёзной альтернативой южному морскому маршруту через Суэцкий канал. Северный широтный ход может стать ещё и ответвлением «Великого шелкового пути», который так активно продвигает Китай. Все дело в правильной настройке транспортно-логистической инфраструктуры.

СШХ задумывался ещё в советское время. Современный проект в основном повторяет Трансполярную магистраль, строительство которой в 1947-53 гг. велось на севере Западной Сибири. Тогдашняя экономическая модель проекта была основана на использовании труда заключенных. На стройке работало около 30 тысяч человек.

В документах объект значился как «стройка 501». Заключённые прозвали её «мертвой дорогой». В те годы проект имел в первую очередь военно-стратегический характер – крупные нефтегазовые месторождения ещё не были открыты.

После смерти Сталина строительство было остановлено. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 километров) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км). Остальные были заброшены. К идее строительства железнодорожной магистрали в Заполярье государство вернулось только в начале XXI века.

Главный фактор – ареал добычи нефти и газа динамично сдвигался к северу, в районы, прилегающие к Северному Ледовитому океану. Для обустройства новых месторождений потребовалась надёжная транспортная связь с Большой землёй. Также магистраль призвана создать базу для расселения в ЯНАО, чтобы уйти от «островного» освоения территорий.

И конечно, надо вновь, как и в прошлом, учитывать военно-стратегический фактор. К Арктике проявляют все больше внимания наши бывшие западные «партнёры», в первую очередь США. И СШХ – как ни крути, это обеспечение арктических тылов. Северный морской путь должен быть поддержан в полной мере.

Государственно-частный подход

Сейчас экономическая модель строительства СШХ – государственно-частный симбиоз. В 2006 году было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный» (затем преобразовалось в АО «Корпорация развития»). СШХ стал одним из приоритетных проектов компании.

В том же году началось проектирование ключевого участка – автомобильно-железнодорожного моста через Обь около Салехарда. В июне 2007 года участки СШХ распоряжениями федерального правительства были включены в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», а ещё через год – в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Кстати, вначале планировалось вести строительство на средства РЖД, бюджетных и внебюджетных источников. В 2010 году стоимость проекта была определена в размере 122 млрд рублей. В 2011 году даже началось возведение моста через реку Надым, его автомобильную часть открыли в 2015 году. Но на остальные участки магистрали средства из казны так и не были выделены.

Затем подход изменился – решено было во главу угла поставить ГЧП. Проект строительства магистрали был утверждён в 2014 году. А через два года было зафиксировано решение, что СШХ будет строиться в рамках концессии. В октябре 2016 года РЖД и правительство Ямало-Ненецкого округа согласовали схему строительства трассы.

Для РЖД это первый проект в формате концессии. В декабре того же года была зарегистрирована компания-концессионер – ООО «СШХ». Однако изменение формата не придало новых сил стратегическому проекту. По большому счёту он остался в «запасниках».

Крупный нефтегазовый бизнес предпочёл развивать портовую инфраструктуру на арктическом побережье. В частности, был сделан акцент на развитии порта Сабетта и создании СПГ-танкеров ледового класса, которые могут оперативно поставлять сжиженный газ зарубежным потребителям.

Ещё раз государство попыталось «разбудить» проект в 2018 году. Тогдашний председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в конце февраля подписал распоряжение о старте концессионной процедуры для строительства стратегической транспортной артерии.

Бизнесу дали понять, что пора впрягаться в проект – без СШХ будет затруднена разработка целого ряда существующих месторождений: Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского, а также освоение новых. Однако долгожданного запуска строительства и в этот раз не произошло.

Видимо, бизнес не видел ближайших перспектив по возврату сторицей своих капиталовложений в СШХ, а в долгосрочном плане у нас работать могут немногие. Тем более, инвестиции были уже вложены в «морскую часть» освоения Арктики – канал поставок СПГ, в первую очередь, на европейский рынок был налажен. А потому финансировать ещё и создание «тыловой» дороги с не очень ясными перспективами не было особого желания.

Восточный вектор

СШХ мог и дальше «полёживать на полочке». Ещё несколько недель назад эксперты говорили о дальнейшей заморозке его строительства. Видимо, денег на проект не находилось – ни в госказне, ни в частных кошельках. Но СВО, жёсткие антироссийские санкции резко изменили картину мира, в том числе и в региональном разрезе.

Европейские партнёры резко перестали быть приоритетными для отечественного бизнеса, возникла настоятельная потребность выстраивать новые торговые связи. Восточный вектор многократно усилился, а для него нужна, в первую очередь, реальная транспортная инфраструктура.

13 апреля на совещании по развитию Арктической зоны президент РФ Владимир Путин чётко обозначил: проект СШХ имеет ключевое значение для всей страны. Глава государства дал поручение начать строительство железнодорожной магистрали уже в этом году.

Синергетический эффект от реализации проекта должен быть ощутим в масштабах всей страны. По данным разработчиков СШХ, его реализация увеличит ВВП страны сразу не несколько процентов. Конечно же, это усиление экономики ЯНАО, но и его соседи получат хороший импульс.

Так, соединение с Северной железной дорогой – это позитивный момент для Республики Коми: появится значительное число новых рабочих мест, а загрузка СЖД может вырасти на 10 млн тонн к 2035 году. Эффект появления СШХ будет значим и для Красноярского края - в первую очередь, это увеличение добычи угля на Таймыре.

Только одна компания – «ВостокУголь» готова увеличить загрузку Северного морского пути посредством СШХ на 20 млн тонн к 2024 году. Другая компания – «Северная звезда» планирует выйти на уровень 10 млн тонн добычи угля на Таймыре к 2030 году.

Где Индия, там и Китай

Главное – уже видны зарубежные партнёры, которые станут основными потребителями ресурсов Сибири. Это Китай и Индия. При всех «соблюдениях» американского прессинга по антироссийским санкциям, эти две страны нацелены на дальнейшее развитие сотрудничества с РФ.

Китай не раз проявлял заинтересованность в развитии Северного морского пути, а появление Северного широтного хода только ее усилит. Появляется возможность доставлять грузы не только морем, но и по железнодорожному транспорту – с выходом на юг Сибири, а далее уже в КНР.

Индия также проявляет повышенный интерес к энергетическим ресурсам России. Потребность Индии в угле только растет. В марте импорт угля из России в Индию подскочил до максимума за последние два года, составив более 1 млн тонн. В начале апреля Индия заявила, что планирует удвоить импорт российского коксующего угля.

В стране примерно 70% производства электроэнергии приходится как раз на уголь. Понятно, что Индия начинает с низкого старта – до начала СВО на Украине страна импортировала очень мало угля из РФ. Но если будет выстроена привлекательная ценовая политика для индусов, то доля России в общем объёме угольного импорта Индии может заметно вырасти.

Ценовая политика определит и объём импорта нефти из России. Индийские государственные НПЗ совсем недавно заявили, что планируют закупать как можно больше российской нефти. Но многое зависит от размера скидок, которые предоставит российская сторона.

Индия хочет воспользоваться ситуацией на нефтяном рынке, когда России надо искать новых покупателей своего важного экспортного товара. РФ разумно пойти в определенной мере навстречу Индии, которая вполне может стать стратегическим партнером на ресурсном рынке.

Таким образом, СШХ – это действительно, масштабный проект с большим эффектом отдачи. Но все равно бизнес ждет отмашки от государства – если оно пойдёт на существенные затраты, то компании обязательно присоединятся. Ведь речь идёт о внушительных капиталовложениях – в 2016 году стоимость проекта оценивалась в 290 млрд рублей. Понятно, что сейчас стоимость СШХ ещё больше выросла.

***

Из досье Сводка+:

Общая протяжённость Северного широтного хода составит 707 км. Железнодорожная магистраль соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги.

Магистраль включит в себя несколько железнодорожных участков и объектов: железнодорожный участок Обская - Салехард, железнодорожную линию Салехард - Надым, совмещённые мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево.

По данным РЖД, подтверждённая грузовая база СШХ составляет в объёме почти 20 млн тонн.