Хомо сапиенс или человек разумный — зачем именно такое название дали ученые людям

Каков твой разум, каков твой мозг

Согласно исследованиям, человечество зародилось всего-то 200 000 лет назад. Неужели за все эти тысячи лет мы не изменились? Конечно, изменились. Особенно заметно это стало в последние годы. Ученые выяснили, что человек глупеет! Так, начиная с середины 1970-х годов показатели IQ падали в среднем на семь пунктов для каждого следующего поколения.

Одни специалисты связывают это с продолжающейся эволюцией человека, другие — с законами генетики, третьи — со стремительным развитием технологий. Испанские ученые вообще уверены, что способности людей могут снижаться из-за сильного загрязнения окружающей среды.

А, может, всё дело в потребительском отношении к жизни новых поколений. Недаром человек потребляющий даже получил красивое название: Хомо консуменс. Отмечу, что консюмеризм — это культ потребления, стремление иметь много вещей, покупать товары известных торговых марок и т.п.

В основе консюмеризма лежит идея о том, что счастье и благополучие человека зависят от количества материальных ценностей. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввёл «Билль о правах потребителя», устанавливающий право на защиту потребителей, обеспечение их информацией и право на выбор.

Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Аналогичные законы приняты во многих странах. Потребители не только обрели права, но стали объединятся в Союзы и стали требовать защиты! А буквально после этого, через 12 лет человек стал глупеть. Ой, простите, не человек, а потребитель!

Неужели человек будущего, а возможно, уже настоящего это хомо консумес, точнее - Homo cons ú mens(от латинского cons ū mo – потреблять, тратить; уничтожать, вести к исчезновению, умерщвлять).

Суть хомо консуменса – купить побольше, побольше и побольше всего. Главное для потребителя, чтобы у него было больше вещей, чем у других. Его счастье и успех ставится в зависимость от уровня потребления, а само потребление становится целью и смыслом жизни.

Иосифляне и нестяжатели: конфликт в России

Основная критика идеологии потребительства шла и идет в религиозной среде. С религиозной точки зрения, потребительство игнорирует духовные ценности, поощряет пороки. А ведь религия призывает к ограничению.

Нестяжатели — духовное течение на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества. Пользуясь сегодняшней терминологии – нестяжатели выступали против потребительства. Нестяжатели были идеологическими противниками иосифлян.

Основателем нестяжательства является Нил Сорский. Инок в Кирилло-Белозерском монастыре, который отправился паломником в Константинополь, трудился в монастырях Афона. Вернулся домой Нил убежденным сторонником скитского жития. Он оставил монастырь и уединился в отдаленной келье на берегу речки Соры. Так он стал Нилом Сорским.

В скиты ушли и его последователи. Пропитание и одежду им надо было добывать собственным трудом. Вот так появились нестяжатели. Среди сочинений Нила особое место занимает так называемый «Устав», где в форме вопросов и ответов раскрыто, как должно человеку воспитывать в себе лучшие нравственные качества, как распознавать в себе дурные помыслы (страсти), бороться с ними и преодолевать их.

Несмотря на то, что Нил Сорский жил вдали от городов, в глуши, он был услышан по всей Руси, у него нашлись последователи. Нестяжатели представляли собой тот редкий пример, когда люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном соответствии с ними. Но их идеи, по мнению знати, представляли угрозу существованию государства. Против нестяжателей стали активно выступать иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого.

Иосифляне отстаивали принцип монастырского землевладения. Они утверждали, что "святители и монастыри земли держат". И вот на церковном Соборе в 1503 был поставлен вопрос о праве церковных учреждений владеть селами и землями. Но и после Собора борьба иосифлян и нестяжателей продолжилась.

Интересно, что Великий князь Василий Третий пытался в своей политике опереться на нестяжателей. Специальным уложением он запретил жителям ряда районов Русского государства продавать и давать на «помин души» свои вотчины в монастыри без ведома великого князя. Но боярство князя не поддержало. А на церковном соборе 1531 года полемика завершилась осуждением учения нестяжателей, иосифляне победили, монастыри после этого начали превращаться в крупных землевладельцев…

Бедность не порок

В культовом романе Умберто Эко «Имя розы» фактически описывается борьба между европейскими нестяжателями, утверждающими, что Христос не имел имущества и теми, кто считал, что монастыри имеют право копить богатства.

Вспомним также святого XIII века Франциска Ассизского, основателя нищенствующего Францисканского ордена, где жили по заповеди Христа апостолам: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха».

Главная добродетель, по мнению Франциска - Святая Бедность. Эта добродетель не имеет ничего общего с порицанием богатых, экономический аспект здесь вообще отсутствует. Естественным смыслом её является свобода, отсутствие необходимости заботиться об имуществе. А сверхъестественный смысл бедности - в смирении.

Бедность - абсолютная форма доверия к Богу и миру, предстояние в полной беззащитности, открытости перед Богом и миром. Кроме того, бедность уподобляет человека нищему Христу. Вскоре после смерти Франциска часть ордена отказалась от добродетели бедности, и дух францисканства был утрачен.

Однако аскетический идеал Средневековья приобрел в лице Франциска Ассизского новое измерение. Город Ассизи до сих пор считается духовным центром сторонников христианской идеи о подлинном всеобщем братстве людей. В церкви святого Франциска слово "мир" написано практически на всех языках человечества.

Примером критики потребительства в современном христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой потребительство — одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.

Окончание следует