Также автовладельца разъяснили, повлияет ли разрешение использовать б/у детали при ремонте по ОСАГО на число автомобильных краж
Число краж и угонов автомобилей в прошлом году значительно снизилось, причём такой положительный тренд наблюдается уже несколько лет подряд. Соответствующую статистику приводят в МВД РФ.
В Министерстве внутренних дел отмечают, что за 11 месяцев 2023 года официально произошло 6,58 тысяч краж автомобилей, а это ниже аналогичного периода 2022 года на 22,9%. При этом, чаще всего машины похищают в Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областях. Среди других регионов-лидеров по числу украденных авто – Санкт-Петербург, Краснодарский, Красноярский и Приморский края. Если говорить об угонах транспортных средств, то за 11 месяцев прошлого года специалистами зафиксировано 11,6 тысяч угонов, а это ниже 2022 года на 8,4%. Тем не менее уточняется, что на данный момент угонщики предпочитают воровать набирающие популярность китайские машины, а также российские и корейские автомобили.
Как говорит заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, позитивный тренд связан с внешнеполитическими условиями. Так, оказались закрыты рынки сбыта Украины и Прибалтики – границы стали недоступны с весны 2022 года (именно в эти регионы чаще всего перевозили похищенные автомобили). Также сказалось повышение количества камер наблюдения.
Сергей Ефремов также отметил, что за период с 1 января 2023 года по 20 декабря 2023 было зафиксировано 596 угонов автомобилей, которые застрахованы по каско. Это ниже, чем за предыдущие года, – 2,4 тысяч за полный 2020 год, 1,53 тысячи – за 2021 год и 942 автомобиля, имеющих полис каско, за 2022 год.
«Если говорить о снижении количества краж и угонов машин, то это связано, в том числе, с тем, что похитителям сейчас намного сложнее красть автомобили – шанс попасться теперь выше. Представители полиции теперь более бдительны к угонам авто, в помощь им и цифровые сервисы – камеры видеонаблюдения и архивы записей с этих камер», – рассказал доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко.
Несмотря на положительную статистику, некоторые эксперты прогнозируют увеличение количества угонов автомобилей в связи с проблемами с запасными частями. По их мнению, машины будут похищать для дальнейшего разбора на запчасти, особенно, если ремонт по ОСАГО можно будет производить поддержанными запчастями. Однако президент АНО «Институт исследования социального и экономико-технологического развития общества» («Институт ИСЭТРО») Андрей Быстров считает, что эти опасения не оправданы.
«Уже довольно долгое время звучат предположения о том, что количество угонов будет расти, когда на законодательном уровне разрешат использовать поддержанные запчасти при ремонте по ОСАГО. Однако при общей проблеме с комплектующими в стране, угонять автомобили чаще не стали. Мы даже видим, что количество краж и угонов машин уменьшается год от года. И если разрешат использовать б/у запчасти при ремонте ОСАГО, то ничего страшного в этом не будет – поддержанные запчасти и так сейчас используют как в России, особенно на Дальнем Востоке, где велика доля праворульных автомобилей, так и во всем мире», – говорит он.
Кроме того, Быстров отметил, что если ремонтировать автомобили б/у запчастями по полису обязательной «автогражданки» разрешат официально, то это будет производиться по определенному списку комплектующих, а станции технического обслуживания будут гарантировать клиенту высокий уровень ремонта.
Стоит также уточнить, что, во-первых, б/у запчасти будут иметь «историю» (где они использовались ранее), а, во-вторых, использоваться только в том случае, если будет получено согласие собственника автомобиля на это.