Окончание. Начало читайте в выпусках Сводка+ от 27 и 29 апреля
С правовой точки зрения сравнивать опыт стран под санкциями нельзя, общими там являются только инициаторы санкций — США и Евросоюз, говорит партнер BGP Litigation Сергей Гландин. Современный опыт Китая не релевантен еще и потому, что против него действуют чисто экономические ограничения США. При этом китайское законодательство о санкциях и контрмерах похоже на российское и включает в себя политику «симметричных ответов», отмечает юрист.
Что касается Ирана, то он «приноровился справляться с санкциями через Объединенные Арабские Эмираты», и сейчас Россия пошла тем же путем, указывает Гландин. Кроме того, уникальность санкций против России он видит ещё и в активном отслеживании американскими властями нарушителей санкционных режимов со стороны российских партнёров. В этом вопросе «Россия впереди планеты всей», подчеркивает юрист. США активно применяют институт вторичных санкций.
Опыт применения санкций против других стран можно изучать, понимая при этом, что их экономики отличаются от российской — она крупнее и более диверсифицирована, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Отдельного внимания заслуживает иранский опыт, поскольку ряд ограничительных мер, применяемых против России, был уже опробован на Иране, считает он.
При этом Тимофеев скептически относится к возможному применению Россией методов Ирана по обходу санкций. «К этому опыту нужно относиться крайне осторожно», — призывает он.
Наиболее близким по условиям примером для сегодняшней России выглядит не Иран, а ЮАР в 1980–1990-х годах или Венесуэла с 2014 года, говорил ранее директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Как и Россия, эти страны в начале ограничений относились к группе государств со средними доходами и были относительно слабо открыты для внешней торговли. Однако релевантность и этих примеров ограниченная, отмечал он.
Политика Венесуэлы представляет собой «весьма яркий негативный пример реагирования нефтяной экономики на внешние санкции», считают авторы доклада. «Едва ли не главной мерой правительства страны в условиях резкого сокращения экспортных доходов являлась масштабная денежная эмиссия. Социальная поддержка населения порой приобретала откровенно популистские формы, такие, например, как принудительная распродажа товаров крупных торговых сетей по ценам кратно ниже рыночных», — указывают они.