Похоже, «Северный поток-2» будет достроен, и украинский транзит не закрыт

Классическая пауза в хрониках газовой магистрали закончилась. Новый президент США дал понять, что санкции с проекта могут быть сняты. При условии, что не пострадает украинская газотранспортная система.

6-12 января 2021 года. Трубоукладочное судно КМТУС «Академик Черский» прибыло в район датского острова Борнхольм 6 января 2021 г., встав на границе ИЭЗ Германии и Дании. О немедленном возобновлении строительства датского участка МГП Северный поток-2 речи не шло.

К тому времени оператор проекта по строительству - компания Nord Stream 2 AGеще не подала Датскому энергетическому агентству (ДЭА) график планируемых работ. Якорная стоянка «Черского» находилась к югу от недостроенного участка «Северного потока-2». 11 января 2021 г., после шести дней простоя в исключительной экономической зоне ИЭЗ Дании, трубоукладчик взял курс на восток, проследовав мимо о. Борнхольм в сторону Калининграда.

В районе порта Мукран в эти дни оставались 4 судна, которые могут быть связаны с флотом достройки «Северного потока-2» - судно обеспечения «Иван Сидоренко», буксир-якорезаводчик «Умка», якорезаводчик «Errie», а также судно обеспечения «DP Gezina» под флагом Багамских о-вов.

13 января, среда. Флот достройки газопровода «Северный поток-2» пришел в движение. Началась подготовка к строительству участка газопровода в ИЭЗ Дании. Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна подготовилась к выходу из порта Висмар, а «Академик Черский остался в районе Калининграда.

Накануне «Дня Х», которым все называли 15 января, стало понятно, что для проведения строительных работ на 120-километровом датском участке не потребуется больше полугода. При условии совместной работы двух трубоукладчиков «Фортуны» и «Академика Черского».

15 января, пятница. Федеральное Морское и гидрографическое агентство Германии Bundesamt für seeschifffahrt und hydrographie (BSH) продлило ранее выданное разрешение на строительство газопровода (МГП) Северный поток 2 до конца мая 2021 г.
Об этом BSH сообщило 15 января 2021 г.

Разрешение BSH распространяется на укладку труб в исключительной экономической зоне Германии на двух отрезках общей протяженностью 30,4 км. Из них 16,5 км по одной нитке, в том числе 2,6 км на мелководье и 13,9 км - по другой нитке газопровода. Срок действия разрешения расширен с конца сентября 2020 г. до конца мая 2021 г. Приступать к строительству Nord Stream 2 можно немедленно.

16-18 января. Подготовка к возобновлению строительства газопровода «Северный поток-2» в ИЭЗ Дании к югу от о. Борнхольм была приостановлена, несмотря на то, что
компания-оператор Nord Stream 2 AGполучила полный пакет разрешений для строительства, начиная с 15 января 2021 г.

Появились сообщения о необходимости уточнить в конце января - начале февраля 2021 г. время начала укладки труб. ТУБ «Фортуна» в эти дни оставалась на якорной стоянке порта Росток. КМТУС «Академик Черский» вернулся в район Куршской косы вблизи Калининграда, у границы территориальных вод России.

Участие судна в строительстве остаётся под вопросом, поскольку санкции США создают затруднения с сертификацией российского трубоукладчика и его страхованием. Между тем, ряд экспертов не сомневаются, что и «Фортуна» и Академик Черский» сделают своё дело, после чего будут формально списаны.

Однако ничто, в том числе и проблемы с собственниками трубоукладчиков, не может помешать впоследствии вернуть их в состав флота и использовать при реализации внутрироссийских проектов, аналогичных «Северному потоку-2». Нельзя исключать даже применение этих трубоукладчиков для прокладки труб под транспортировку газа с полуострова Ямал.

Последние исследования свидетельствуют, что запасы голубого топлива там, причём запасы, пригодные для добычи уже в настоящее время, значительно превышают возможности сжижения на построенных мощностях «Ямал-СПГ».

19 января, вторник. Стало известно, что для решения вопроса со страхованием работ на «Северном потке-2» и привлечённых к ним судов привлечена созданная на днях российская страховая компания «Константа». Эксперты считают, что в случае реальных финансовых потерь из-за санкций она может быть просто обанкрочена, как только истекут сроки действия договора страхования.

Вместе с тем, решение по сертификации проекта, которое необходимо для его ввода в строй, пока не принято. Напомним, что проблема возникла после того, как известная норвежская фирма DNV GL – многолетний сертификатор проектов «Газпрома», в том числе – «Северного потока-1», из-за угрозы санкций прекратила работу с проектом «Северный поток-2».

Однако уже известно, что в Германии официально зарегистрирован и приступил к работе фонд Stiftung Klima-und Umweltschutz MV (Фонд защиты климата и окружающей среды Мекленбург - Передняя Померания). Он создан, среди прочего, для противодействия санкциям против «Северного потока-2».

20 января, среда. Официально объявлено, что США расширили санкции против «СП-2», распространив их на услуги тестирования, инспекции и сертификации, а также на услуги или мощности для модернизации судов-укладчиков. В том числе, против судна «Фортуна» и его владельца — компании «КВТ-Рус».

21 января, четверг. КМТУС «Академик Черский» взял курс на порт Висмар на севере Германии. Другие суда флота достройки активности не проявляли. Они по-прежнему находились в районах портов Калининград, немецкий Мукран, где выстроен логистический терминал «Северного потока-2», Росток и Висмар на севере Германии, а также в ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм, где продолжалась подготовка к возобновлению строительства.

Перемещения якорезаводчиков вокруг ТУЮ «Фортуна», а также тот факт, что подъём и расконсервация ниток трубопровода для возобновления строительства уже завершились, свидетельствовали – речь идёт о начале долгожданной укладки труб.

22 января, пятница. В этот день все мировые СМИ сообщили, что трубоукладочная баржа «Фортуна» приступила к работам по возобновлению строительства участка газопровода «Северный поток-2». Работы в ИЭЗ Дании к югу от о. Борнхольм ведутся в сопровождении пяти вспомогательных судов. Остальной флот достройки находится наготове, суда сконцентрированы в трёх основных районах Балтики: южнее о. Борнхольм, в порту Мукран и порту Калининград.

23-28 января. ТУБ «Фортуна» 23 января 2021 г. приступила к строительству. За период с 24 по 28 января 2021 г. ТУБ Фортуна несколько раз прошла небольшого отрезка вдоль трассы «Северный поток-2» в ИЭЗ Дании, начиная с точки, где в декабре 2019 г. из-за санкций остановился трубоукладчик Pioneering Spirit компании Allseas. Движения баржи и буксиров-якорезаводчиков показывают, что на дно Балтийского моря уложено порядка 1,05 км труб.

2-3 февраля. «Фортуна» осуществляет маневры, которые могут означать, что в конце января 2021 г. баржа и вся ее группа поддержки отрабатывала все этапы будущего строительства глубоководного участка Северного потока-2, а реальные работы начинаются лишь сейчас.

Ранее «Фортуна» работала на строительстве мелководных морских объектов, тогда как датский участок «Северного потока-2» проходит на глубинах порядка 200 м. К тому же, в районе о. Борнхольм находятся захоронения химического оружия времен Второй Мировой войны. От датского энергетического агентства известно, что по трассе газопровода таких объектов нет, но дополнительная осторожность не помешает. Проведение дополнительной проверки вполне оправдано.

Уверенность российских газовиков в том, что СП-2 надо достаивать, многие на Западе считают необоснованной самоуверенностью. Забывая о том, что «Газпром» давно и всерьёз подстраховался даже на случай полного краха проекта. И речь тут вовсе не о той страховке, которую своими санкциями хотят свести на нет США. Банкротство оператора, которое исключать в принципе нельзя, особенно на фоне всего того, что принёс миру 2020-й год, в любом случае потянет за собой целый шлейф судебных разбирательств.

Речь даже не о той неприятной перспективе для Германии и Европы остаться без очень солидной доли русского газа. Причём остаться в самой обозримой перспективе. Ведь обязательства по украинском транзиту, сколько-нибудь реальные, у российских газовиков есть всего лишь на четыре года. Первым делом, ради такого случая Россия, среди прочего, легко реанимирует все механизмы ВТО, заржавевшие под давлением санкционных войн, а потом и пандемии. Лучшие юристы не устоят перед перспективой заработать на таком процессе века.

О не столь высоких судебных инстанциях умолчим, но напомним, что полностью готовая к эксплуатации труба – это мощнейший аргумент в пользу банкрота. Кто бы им не оказался – оператор NordStream-2 AG или же сам непотопляемый «Газпром» вместе с его пятью партнёрами по многострадальному проекту.