Старый континент в поисках альтернативы американскому диктату, естественно, упирается в Китай

Актуальные геополитические события и энергетический кризис могут заставить ЕС скорректировать стратегию в Центральной Азии. В частности, Брюссель может попытаться сократить издержки мировой турбулентности через попытку нарастить сотрудничество с ШОС — перспективы такого взаимодействия проанализировал магистрант Даляньского университета иностранных языков (Китай) Сун Мэнчжи в статье для научного журнала «Международный журнал гуманитарных и естественных наук».

Брюссельская "капуста" в Азии

В 1990-х годах регион ЦА не представлял серьезного интереса для Европы. Основу европейской дипломатии на постсоветском пространстве в этот период составил проект ТАСИС - программа экономической и технической помощи странам СНГ. Объемы этой помощи варьировалась в зависимости от потребностей европейской экономики: Россия получила наибольшую долю, а следующими в очереди стали государства Восточной Европы, планировавшие присоединиться к ЕС.

Страны Центральной Азии получили минимум поддержки. К началу XXI века только Казахстан, Узбекистан и Киргизия подписали соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Эти соглашения носили ограниченный характер и не включали всех аспектов стратегического взаимодействия.

После событий 11 сентября 2001 года отношение ЕС к Центральной Азии изменилось. Актуализация проблем исламского экстремизма заставила Европу осознать важность поддерживания стабильности в регионе. Кроме того, начало нового тысячелетия совпало со скачком цен на сырую нефть и осложнением отношений Брюсселя с Москвой. Так ЕС стал рассматривать Центральную Азию как площадку для диверсификации энергетических поставок.

Программы и "программисты"

В итоге в 2001-2017 годах Евросоюз углублял взаимодействие с ЦА по ряду параметров. Так, в 2007 году появилась программа «ЕС - Центральная Азия: новая стратегия партнерства». Партнерство сторон становилось все более многопрофильным, охватывая сферу экономики, транспорта, региональной безопасности, экологии и энергетики. Влияние ЕС в регионе укреплялось за счет программы ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития. – Прим. Ia-centr.ru) для малого и среднего бизнеса в ЦА, а также благодаря усилению политических контактов.

К концу 2010-х годов крупные международные перемены и усиление роли Центральной Азии на мировой арене заставили Брюссель пересмотреть свою стратегию в регионе. В 2019 году ЕС обнародовал программу «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более сильного партнерства». Документ определяет три приоритетных направления «всеобъемлющего» и «открытого» партнерства с Центральной Азией:

1) продвижение экономических реформ в рамках целей устойчивого развития;

2) обеспечение регионального экономического сотрудничества и инвестиции в молодежь;

3) укрепление структур политического диалога и построение демократического общества в странах ЦА.

В Пекин, по делу, срочно!

Несмотря на желание ЕС нарастить взаимодействие с Центральной Азией, интересы Брюсселя в регионе по-прежнему сдерживаются Россией и США. На фоне мировой турбулентности и ухудшения взаимоотношений с Россией ЕС особенно заинтересован в Центральной Азии.

В ходе мирового конфликта ЕС дипломатически оказался в крайне неловкой ситуации, из которой ему приходится искать точки выхода. На фоне энергокризиса, вызванного ограничением поставок российских углеводородов, Брюссель пытается выйти на новые сырьевые рынки. Казахстан занимает 12-е место в мире по доказанным запасам нефти (30 млрд баррелей), Туркменистан - 6-е место по запасам природного газа (7,5 млрд кубометров).

Евросоюз надеется, что энергетические ресурсы и стратегическое положение Центральной Азии обеспечат его дальнейшее развитие. От внутрирегиональной сопряженности в ЦА зависит экономическое партнерство Европы со второй экономикой мира - Китаем. Большая часть сообщения между сторонами осуществляется по суше, в том числе посредством железнодорожных перевозок. Прямой сухопутный Шелковый путь связывает ЕС, Китай, страны Центральной Азии и Россию.

Окончание следует