Тридцать лет спустя, но для многих всё это по-прежнему было словно вчера

Я давно знаю Василия Кирилловича Масюка. Офицера-пограничника, так и не отмеченного государством, границы которого он защищал на дальних рубежах, званием «Герой России». К сожалению, конечно же моему, он так и не стал генералом. Хотя, мог бы быть. Но так получилось. Говорят, что просто звёзды не сошлись где-то там, или высоко на небесах, или же в больших кабинетах.

Я горжусь, что судьба однажды познакомила нас. В управлении Восточного пограничного округа, затем в его командирском кабинете Московского отряда на таджикско-афганской границе. Тогда он дал разрешение на выдачу мне, Сергею Говорухину и его товарищам – кинодокументалистам автоматов и боеприпасов. Они тогда здорово пригодились нам в ночном бою под Тургом, в который мы все неожиданно попали. В жизни так бывает.

Крайний раз мы виделись в прошлом году в деревне Ибредь Рязанской области, куда Масюк прилетел из Владивостока на открытие памятника Герою России Игорю Викторовичу Филькину, пулемётчику, погибшему в бою 13 июля 1993 года на 12-й погранзаставе.

В тот знойный день боевой командир вместе с другими бойцами шел на выручку осажденному горному гарнизону вблизи кишлака Саригор. Враги, оставляя убитых и бросая раненых, бежали за кордон. Мы потеряли в той кошмарной бойне 25 лучших пацанов. Четверо из них стали Героями посмертно. Ещё двое – Герои живы и поныне. Мы их приветствуем. Ими гордимся!

Вместе с ним тогда в деревне я встретился и с офицером-пограничником Николаем Николаевичем Берсенёвым. Он и в этом году был 13 июля вместе с Масюком, другими товарищами в этой уже знаменитой на всю Россию деревне.

Стояли они и на кладбище, где упокоился защитник державы Игорь Филькин. Стали участниками телемоста, организованного пограничниками «Боевого расчёта», между Ибредью и Ижевском. Этот день был тяжёлым для всех нас, кто помнит подвиг парней с 12-й заставы. Этому подвигу уже 30 лет.

Конечно же, что-то надо было сделать, чтобы эти трагедия и подвиг навсегда остались в памяти наших людей. Ныне живущих. Ведь мы так быстро всё забываем. И потому многое у нас, ещё памятно, потому как есть настоящие энтузиасты. С душой и сердцем. Вот потому и помним, гордимся, чтим. А что, 13 июля вполне могло быть узаконено как День воинской славы России. Вполне. Но этого нет. Не хотят .Да, скорее всего, и не станут этого делать.

Поэтому, когда об этом подвиге докладывают другим офицерам –руководителям Центрального пограничного музея ФСБ России на Яузском бульваре, они стонут. Да, они вынуждены дать разрешение на проведение мероприятия, на котором вспомнят тот трагический для России день.

Но сами присутствовать на нём не будут. Разве, что заглянут в зал ненадолго, дабы убедиться, что все обстоит как и следует. Ну не нужны эти все герои таким начальникам. У них и так разных дел уйма. Подшить, подобрать материалы в красивую папку, доложить кому необходимо, чтобы потом застыть в ожидании хороших дивидендов. А они обязательно будут…

Я хорошо знаком с генералом Сергеем Андреевичем Меркотуном. Это же он, услышав однажды пронзительную песню о ребятах с 12-й в каком-то совсем другом фильме, под титры, тут же позвонил актеру Сергею Маховикову и попросил его исполнить эту композицию на концерте в Кремлевском Дворце съездов на День пограничника. Тот это сделал. И песня живёт. Она среди нас. Я и вчера не раз её прослушал. Это просто шедевр. Иначе и не назовёшь.

А другой генерал Александр Ерёмин, когда к нему обратился издатель с просьбой помочь с материалами о подвиге ребят с 12-й заставы, сказал, что о них писать несвоевременно. И всё, книги нет. Она не вышла. И все задумки так и не осуществились.

Хотя, нет - в рязанской деревне Ибредь появилась площадь, названная в честь Героя России Игоря Филькина и вскоре там же ему был установлен памятник. Скромный, не парадный, встать рядом с которым теперь любой почитает за честь.

И люди со всей страны 13 июля едут и идут к этому памятнику, чтобы поклониться храброму защитнику. Так и должно быть со всеми нами. Иначе, как когда то, красочно в своём шедевральном произведении «Буранный полустанок» Чингиз Айтматов назвал людей, которые полностью отмели от себя память о своих предках, манкуртами.

Да, к сожалению, среди нас есть и такие.

Сегодня мы тоже на войне. Она вроде и далеко и в то же самое время среди нас. И гибнут, гибнут наши мальчишки. Смерть безжалостно выкашивает их. Мы хороним пацанов. Плачем, рыдаем. Дай-то Бог, чтобы уже через какое-то время, как сказал однажды наш классик Владимир Высоцкий:

И ещё будем долго огни принимать за пожары мы,

Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов

О войне будут детские игры с названьями старыми

И людей будем долго делить на своих и врагов

И ещё в самом окончании своей песни он добавил вот это:

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!..

Да, мы все обязаны Филькину и его погибшим сослуживцам рассветом сегодняшнего дня. Мы радуемся жизни, смеёмся. Иногда и хохочем по поводу и без. Он там один в глухой могиле. Где-то недалеко на этом же погосте похоронена его невеста. Которая так и не дождалась любимого Игоря с границы. Может они теперь встречаются где-то там на небесах, разговаривают, думают. Мы все равно об этом никогда не узнаем.

Просто надо помнить этот день 13 июля и тех ребят, что нет с нами. Всегда. Во все времена.

Я тоже не был знаком с этим парнем – Игорем Филькиным. Узнал о нём всё, когда приехал однажды с моим товарищем журналистом Алексеем Подымовым в Ибредь. С тем и живу уже много лет…