Так молвил адмирал Григорий Андреевич Спиридов, готовясь к Чесменскому сражению.

На дворе зима. Идёт снег. Пуржит. А мне вспоминается, как в такой же зимний обычный день в семье коменданта города Выборга появился на свет мальчонка. Нарекли его Григорием и ему предстояло прославить флот российский да и всё государство великой славной победой. В бухте у турецких берегов. Называется она Чесменской.

И в честь того знаменитого сражения, которое вошло во все мировые учебники, как Триумфальное, там же в Турции открыт музей. И в нём наглядно, просто и обыкновенно рассказывается, как в душную летнюю ночь русские флотоводцы, капитаны кораблей, матросы и солдаты десантных батальонов нанесли сокрушительный удар неприятелю и потопили весь его флот. И ныне там он лежит. На дне той самой бухты. Чесменской…

А в самой России, как это не прискорбно признавать, такого музея нет. Мы так и не смогли его построить, насытить ценными экспонатами, открыть и только уже потом приглашать сюда людей русских, да и всех, кто пожелает и рассказывать о том, как же славно мы бивали турок под предводительством нашего непобедимого адмирала Спиридова.

Если кто ещё не забыл, Григорий Андреевич после того сражения и некоторого крейсерования в Эгейском море вышел в отставку, жил в своём имении в селе Нагорье, время от времени встречался со своим боевым товарищем и другом контр-адмиралом Степаном Петровичем Хметевским и воспитывал своих боевых сыновей, каждый из которых тоже прославил всяк по своему историю российскую. И ими земля наша только может гордиться!

И похоронен адмирал в том же Нагорье в Храме Преображения Господня, который был сооружен в своё время на средства флотоводца и его родственников. Только Храм тот очень даже сильно нуждается в ремонте, да ещё каком! Но нет у нас на это средств, как там не крути. Хорошо, что недавно его подсветили и он сияет своей красотой на всю округу ночью. Действительно восхитительно, хотя если присмотреться повнимательнее, то так душу и выворачивает. Почему же так, с адмиралом-то?

Правда радует, что в Центральной городской библиотеке имени Аркадия Петровича Малашенко Переславля –Залесского читателей да и всех гостей города у древнего Плещея в эти дни привлекает своё внимание книжная выставка «Григорий Спиридов –Творец Чесменского Триумфа».

Может кто и скажет, что уж чересчур скромная она. Одна стоечка, несколько лишь книг, один и тот же портрет флотоводца. Да, всё, конечно, может и так. Это же и во всей нашей Руси Великой триумфального адмирала , Героя Чесмы Григория Андреевича Спиридова мало кто знает и вспоминает.

Потому как открой любой школьный учебник по истории, а там лишь несколько строчек о том великом сражении и не более. Потому и учителя об этой славной победе лишь несколько слов упомянут и только. А то и совсем ничего не скажут…

Вот и растём мы потому ничего об этом не зная. Книг о Чесме написано немного, художественных фильмов за всю историю, на которые бы народ занимал бы очереди заранее, не снято. Ни одного! Есть правда, отдельные документальные кинозарисовки, но и они сделаны с большими историческими искажениями.

Потому и не бороздит воды российские боевой корабль, именованный в честь адмирала. Зачем? А ведь в своё время губернатор Ярославии, да и все жители земли переславской обращались к командованию ВМФ РФ с просьбой рассмотреть, подумать, да назвать. Куда там! Отмахнулись как от назойливой мухи…

Так и получается, что звони не звони, говори не говори, пиши, добивайся –всё нипочем. Никакой реакции. Потому до сих пор более двухсот русских матросов и солдат на испанском острове Менорка, который в XVIII веке был нашей морской базой, похороненные где-то в островных пещерах не увековечены, не отмечены. Нам, Руси Великой, не до этого. Уже столько веков…

Возможно было бы почти фантастично предполагать, что кто – либо из современных живописцев возьмет и однажды изобразит ту самую Чесменскую морскую битву. Они вряд ли это будут делать, сославшись на разные обстоятельства. Хотя, хочу сказать, что художник Алексей Мозговой недавно взялся за портрет Григория Андреевича. Он пока ещё далёк от того, чтобы сказать, что уже достиг завершения своей задумки. Такие работы обычно нуждаются во временном долгом воплощении. И это правильно, потому как будущее полотно – это надолго, возможно, что и на века. Ведь тот единственный облик флотоводца, как известно, неизвестный художник нарисовал еще в XVIII веке. И ведь это всё, что мы видим сегодня. Так что наберёмся немного терпения и просто подождём.

А если мы ещё немного пройдём по этой культурной тропинке, то узнаем, что юные дарования Детской школы искусств Переславля уже окунули свои кисти в ту самую историческую ночь в Чесменской бухте. И совсем уже скоро представят нам свои чудесные живописные творения.

Что ещё бы хотелось отметить из добрых деяний во славу русского адмирала Спиридова. Может совсем уже самую малость-стало известно, что собрались люди и очистили тропу к его памятнику в селе Нагорье. Вы скажете, мол, это же всё очень даже просто. Ну, это как посмотреть. Ведь именно из таких добрых и малых дел и формируется патриотизм. И возражения по этому поводу не принимаются. Абсолютно…

А пока в один из будних дней я постараюсь прийти в библиотеку имени Малашенко. Подойду к этой скромной экспозиции, посвященной великому русскому флотоводцу Спиридову. Просмотрю представленные там издания, перелистаю их страницы. Несомненно, что библиотечные работники потрудились неплохо, вспомнили о наших былых победах. А что другие? Что сделали они или же ещё сделают, чтобы все мы, живущие в России, помнили о Чесме. И тех людях. Творящих нашу историю, которую мы сегодня помним кое как или же совсем забыли. Что очень даже жаль…

Валентин Малютин, военный журналист