Стратегические причины недоверия Тегерана к Вашингтону и лично Дональду Трампу

Амин Собхи, аналитик политических и международных вопросов, написал в статье для ISNA: «Внешняя политика Исламской Республики Иран всегда основывалась на независимости, национальном достоинстве и неподчинении иностранному давлению. В то же время отношения с Соединёнными Штатами, которые некоторые продолжают пытаться сделать актуальной темой в СМИ и политических кругах, считаются одной из проблем последних десятилетий.

Заявление о том, что президент США Дональд Трамп написал и отправил письмо аятолле Хаменеи, Верховному лидеру Исламской Республики Иран, вернуло этот вопрос на политическую арену и вызвало различные реакции. За это время местные и зарубежные СМИ пытались опубликовать подробности содержания этого письма, делая предположения о его содержании.

Но важным моментом являются противоречивые позиции Белого дома в его взаимодействии с Исламской Республикой Иран. Это письмо, как и другие действия американских чиновников, является примером двойственного подхода Соединённых Штатов, которые выходят на политическую арену с угрозами и давлением, с одной стороны, и с видимостью готовности к переговорам — с другой. Эта практика, конечно, создаёт прецедент и ранее использовалась другими президентами США.

Анализ исторических документов подтверждает, что политика переговоров с Исламской Республикой была официально провозглашена в эпоху Барака Обамы, и между сторонами было создано необходимое пространство для переговоров. Но время показало, что эта политика была в большей степени направлена на привлечение общественного мнения, чтобы донести до международного сообщества мысль о том, что Соединённые Штаты были первопроходцами в переговорах с Ираном.

Что выделяется больше, чем любой другой фактор, так это то, что иранский народ стал свидетелем того, как Америка нарушила свои обещания в рамках СВПД. Сторона, которая заявляла об отмене санкций, на практике не выполнила свои обязательства.

Поддержка Америкой режима Саддама Хусейна в развязанной им войне и введение всеобъемлющих санкций против иранского народа являются частью этого исторического опыта, который наглядно показывает, что доверять Америке — ошибочная и бесплодная стратегия.

Дональд Трамп, которого считают одним из самых ненавистных американских президентов из-за убийства генерала Сулеймани и враждебных действий против Ирана, лицемерно предложил Ирану переговоры и взаимодействие. Однако просьбы Соединённых Штатов наладить отношения с нашей страной всегда сопровождались предварительными условиями, которые не соответствуют манифесту Исламской революции. Возможно, Аббас Арагчи, министр иностранных дел Исламской Республики Иран, подчеркнул во время отправки этого письма: «Мы никогда не соглашались на переговоры, подразумевающие доминирование, и не будем».

Отказ Белого дома от обязательств и враждебное поведение не ограничиваются Ираном и распространяются даже на союзников США.

Поведение хозяина Белого дома по отношению к европейским союзникам и даже Канаде также недружелюбно. Он обвинил Европу, которая была верным последователем политики Вашингтона, в «злоупотреблении» Соединёнными Штатами, ввёл 25-процентный тариф на импорт из блока и пригрозил ввести дополнительные тарифы для Европы.

Для Канады ситуация ещё хуже. Трамп пренебрежительно отзывался о Джастине Трюдо, называя его «губернатором», когда тот был премьер-министром Канады.

Помимо Гренландии, которая находится под властью Дании, Трамп претендует даже на канадскую территорию и неоднократно заявлял, что Канада должна стать 51-м штатом Соединённых Штатов.

Однако в этом анализе мы сначала обсудим многочисленные причины недоверия к Соединённым Штатам и его влияние на внешнюю политику Ирана, а затем объясним, как Исламская Республика Иран может отреагировать на сделку.

Причины недоверия к Соединенным Штатам

- Роль Америки в навязанной войне (ирано-иракская война)

Одним из важнейших проявлений враждебного отношения Америки к иранскому народу была её открытая и скрытая поддержка режима Саддама во время навязанной Ираку войны (1970–1988). Помимо поставок оружия и военной разведки Ираку, Соединённые Штаты также обвиняли Иран в продолжении войны на международных форумах. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что Соединённые Штаты делали всё возможное, чтобы защитить вторжение режима БААС, и в связи с этим игнорировали инцидент с химическими атаками в Халабдже. Этот горький исторический опыт запечатлён в коллективной памяти иранцев и стал одной из причин глубокого недоверия к Соединённым Штатам.

- Влияние санкций на иранский народ

Враждебные действия Соединённых Штатов этим не ограничились, и Вашингтон и его союзники ввели против Ирана масштабные и ужесточающиеся санкции. Санкции затронули важные сферы экономики страны (включая банковское дело, нефтяную, нефтехимическую, фармацевтическую, транспортную и т. д. и оказали дополнительное давление на повседневную жизнь людей, но их двойственная политика продолжалась, и эти лживые лидеры в различных ситуациях — часто связанных с прямым вмешательством в дела Ирана — распространяли предвзятые сообщения с политическими целями и представлялись сторонниками иранского народа. Эта противоречивая практика является контрпримером американской демагогии в действии.

Верховный лидер Революции неоднократно подчёркивал, что санкции — это жестокий и бесчеловечный инструмент, который Соединённые Штаты используют для достижения своих политических целей. Этот инструмент утратил свою эффективность и был нейтрализован благодаря научному джихаду иранских интеллектуалов.

- Нарушение обязательств по СВПД

Опыт СВПД — ещё один наглядный пример того, что Соединённые Штаты не выполняют своих обязательств. Во время встречи с Верховным лидером, на которой присутствовали тысячи людей из разных слоёв общества со всей страны, он назвал «опыт СВПД» наглядным примером того, что врагам нельзя доверять, и отметил: «Сегодня даже дипломатические чиновники и те, кто присутствовал на переговорах, повторяют, что Соединённые Штаты нарушают свои обещания и за своей гладкой речью скрывают то, что они препятствуют и разрушают экономические отношения Ирана с другими странами».

Конечно, верховный лидер неоднократно указывал на эти мудрые рекомендации и призывал чиновников использовать опыт 11-го и 12-го правительств в будущем: «В этом правительстве стало ясно, что доверять Западу не стоит, они не помогают и будут наносить удары везде, где смогут, а если они нигде не наносят ударов, то только потому, что не могут».

Предсказание о том, что после выхода США из СВПД и усилий Вашингтона по введению ограничительных мер против Ирана стало реальностью и подтвердилось, что политика США не изменилась и что эта страна стремится навязать свою волю, выходя за рамки прежних соглашений. Эта тенденция продемонстрировала агрессивный характер США и в очередной раз показала, что такой подход не может привести к справедливому соглашению.

- Вмешательство США в Регионе

Другой причиной недоверия Ирана к США является безоговорочная поддержка Вашингтоном сионистского режима в Палестине и его неоднократное вмешательство в дела стран региона: от войн в Афганистане и Ираке до военных авантюр в Сирии и поддержки террористических группировок.

Безусловная поддержка резни, устроенной в прошлом году в Газе, — ещё один фактор, способствующий тому, что янки сеют зло в Западной Азии, чтобы установить желаемый ими порядок в этом стратегически важном регионе. Эти действия противоречат воле народов региона и исламским принципам, и Исламская Республика Иран считает себя обязанной противостоять этим преступлениям и разоблачать высокомерие Соединённых Штатов. Разумеется, такой подход не нравится Соединённым Штатам, их союзникам и пехоте.

- Опыт других стран в доверии к Америке

Взгляд на судьбу стран, доверившихся Америке, открывает горькую правду. Недавний опыт украинского правительства и народа, столкнувшихся с унизительным поведением Соединённых Штатов, ясно показал, что стратегия колониализма Соединённых Штатов не изменилась, и опыт таких стран, как Ливия, Ирак и Афганистан, в точности повторился для украинцев. Разрушения, хаос и игра на природных ресурсах и возможностях страны — это доля людей, которые, по словам своих чиновников, надеялись, что Соединённые Штаты помогут им выйти из кризиса.

Амин Собхи