Краткая всемирная история искусственных полей

Искусственные газоны и...

Для нашего климата они стали спасением, в первую очередь на любительском уровне. Просто посчитайте, сколько раз в году вы играете на натуральной траве, а сколько – на искусственной. Уверен, что у большинства жителей городов соотношение явно в пользу синтетики.

Образовательный фонд Ford с конца 1950-х изучал, как сделать так, чтобы молодежи в городах было комфортнее заниматься спортом. Вместе с компанией Monsanto Industries они продвигали идею использования ковровых покрытий из синтетического волокна в школах.

С 62-го по 66-ой научно-исследовательская группа компании Chemstrand (филиала Monsanto Industries) вместе с Дэвидом Чейни, деканом колледжа текстильной индустрии Северной Каролины, изучали новые виды покрытий на предмет сцепления с ногами, дренажа, водостойкости и воспламеняемости. В 1964-м в школе Провиденса, штат Род-Айленд, впервые было установлено масштабное искусственное покрытие, получившее название Chemgrass.

В апреле следующего года открылась арена Astrodome в Хьюстоне. Проблемы с ростом натуральной травы заставляли красить зеленым поверхность площадки. Выходом стал Chemgrass. В 66-м бейсболисты «Хьюстон Астрос» начали сезон на синтетическом покрытии, которое специально для них было переименовано в Astroturf. 25-го июля 1967-го в Ведомстве по патентам и товарным знакам США было официально зарегистрировано новое покрытие. Постепенно оно стало распространяться по аренам в Штатах.

Бейсболисты сразу же начали сравнивать натуральный газон и искусственный. Дик Аллен, выступавший в MLB c 63-го по 77-й, провозгласил: «Раз уж лошади не едят такую траву, то я не собираюсь на ней играть». Таг МакГроу, питчер «Нью-Йорк Метс» и «Филадельфии Филлис», пошел еще дальше: «Я никогда не курил Astroturf».

В 70-е было разработано второе поколение искусственных полей. Новые нити, изготовленные из полипропилена, отличались повышенной прочностью, кроме этого газон выглядел лучше своего предшественника и был похож на настоящую траву.

Покрытие было достаточно хорошим для хоккея на траве, но не для футбола. Отскок мяча на синтетике все еще сильно отличался от натурального газона.

Только в 1996-м году, с появлением покрытий третьего поколения, искусственные поля стали использовать в профессиональном футболе. Травяные волокна стали изготавливать из полиэтилена, более мягкого, чем полипропилен. Они были большей длины и располагались дальше друг от друга, для лучшей функциональности в искусственные поля стали добавлять наполнитель из песка и гранул из переработанной резины (резиновая крошка). Он обеспечивал дополнительное сцепление с ногами футболистов и уменьшал нагрузку на суставы.

Первым клубом в европейском футболе, установившим искусственное покрытие на свою арену, стал «Куинз Парк Рейнджерс» в 1981-м. Англичане выбрали Omniturf, конкурента Astroturf. Ковер из искусственной травы, постеленный на бетонное основание с подушкой из песка – таким было синтетическое поле 80-х. Мяч отскакивал, будто резиновый, футболисты часто теряли бутсы после ударов и передач, подкаты часто заканчивались ожогами от трения. Многие жаловались на преимущество КПР, игравшего на привычном покрытии, по сравнению с соперниками, впервые сталкивающимися с синтетикой. Один из недовольных болельщиков «Астон Виллы» в виде протеста спустился к ограждению трибуны и бросил на поле кусок живого газона. Однако не все были против – позже к «КПР» присоединился «Лутон», а в 85-м и 86-м синтетику постелили «Олдхэм» и «Престон». Выход «Куинз Парк Рейнджерс» в финал Кубка Лиги и пребывание «Лутона» в середине таблицы подогрели призывы отменить искусственные поля, и к началу 90-х все четыре участника «синтетической революции» вернулись на живые поля.

ФИФА и УЕФА последовали английскому примеру и запретили искусственные покрытия, но после появления полей третьего поколения пересмотрели свои взгляды и стали тестировать новый тип газона. В 2001-м ФИФА издала «Концепцию качества» для искусственных полей, УЕФА с сезона 2005/06 разрешила играть на одобренных покрытиях.

Исторический матч России и Англии с дублем Павлюченко в октябре 2007-го стал к тому же одним из первых официальных матчей сборных, сыгранных на синтетике. Перед игрой англичане были недовольны, а игроки их сборной получили дополнительные страховки на случай травмы.

Гус Хиддинк не воспринимал всерьез жалобы англичан: «Полемика по поводу искусственной травы в «Лужников» – глупость. Если Англия – великая сборная, она должна быть готова играть на любом газоне. Поле одинаково для всех, и оно допущено УЕФА к проведению матчей».

Финал Лиги чемпионов в мае 2008-го проводить на синтетике УЕФА уже не разрешила. Натуральный газон перестелили неидеально, о чем спустя семь лет рассказал президент Московской федерации футбола Сергей Анохин: «Когда клали поляну в «Лужниках», не ожидали, что пойдет сильный дождь. Видимо, как раз в районе 11-метровой неточно соединили рулоны, из которых, собственно, и состояло поле. Шла игра, дождь размыл это место. И Терри точно угодил в него шипом, хотя шанс был, может, один из миллиона».

ФИФА после серии тестов создала систему оценки качества искусственных полей. Газоны, получившие 2 звезды, могут принимать турниры ФИФА, а также матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы. С этим был явно не согласен Жозе Моуриньо позднего манкунианского периода. В сентябре 2018-го «Манчестер Юнайтед» выиграл в выездном матче Лиги чемпионов у «Янг Бойз», но это не спасло поле «Стад де Сюис». «Теперь могу сказать, что не понимаю, как матчи главного клубного турнира можно проводить на искусственном газоне. Несколько игроков после предматчевой легкой тренировки испытывали боль в спинах и голеностопах. Это не очень просто, особенно для тех, кто не привык играть на такой поверхности. Плюс небольшой страх во время единоборств» – жаловался Моуриньо после игры.

Арсен Венгер был более снисходителен после того, как Аарон Рэмзи получил травму на синтетике в составе сборной Уэльса: «Для футболистов нет ничего хуже смены покрытий. Лично я против искусственных полей, но понимаю решение ФИФА, потому что в некоторых странах иногда лучше играть на синтетике, чем на плохом натуральном поле. Например, в России зимой искусственное поле – гарантия ровного поля. К тому же, качество искусственных газонов постоянно улучшается и становится ближе к живым».

В последнее десятилетие ведется работа над полями четвертого поколения. Их главное отличие от газонов третьего поколения – отсутствие наполнителя из резиновой крошки, верхний слой составляет только искусственная трава.

Гибридные поля

Доля синтетики есть и в натуральных газонах. Гибридные поля на 95% состоят из живой травы и на 5% из синтетических волокон. Эти 5% решают очень многое, такие поля способны выдерживать гораздо большие нагрузки, чем полностью натуральные. В газон из живой травы на глубину 15–20 см встраиваются более 20 миллионов искусственных травяных волокон. Корни натуральной травы переплетаются с искусственным материалом, и это позволяет закрепить поверхность поля и достичь стабильного и ровного покрытия.

Такой газон используется, например, на «Открытие Арене». Изначально, в 2014-м, на стадионе «Спартака» был уложен полностью натуральный газон, но в 2017-м он был заменен на гибридное покрытие. Главный стадион России – «Лужники», также оборудован гибридным полем, как и все топовые английские арены («Эмирейтс», «Уэмбли», «Олд Траффорд», «Энфилд»).

Терри Венейблс поработал и в сборной, и в «Куинз Парк Рейнджерс» 80-х, выступающем на синтетике. Еще будучи игроком, в 1972-м году, когда искусственные поля только пробивались в США и не дошли до Англии, он написал книгу «Они играли на траве», предсказывая скорый закат натурального покрытия в футболе. За прошедшие пять десятилетий синтетика успела ворваться в главный вид спорта, получить запрет, вернуться в третьем поколении и эволюционировать в четвертое. Наблюдая за тем, как в футболе прогрессируют экипировка, питание и восстановление, можно не сомневаться, что попытки создать идеальное искусственное поле продолжатся. Однако то, что есть у синтетики сейчас – такие важные, но всего 5% искусственного материала в натуральном газоне.