Как оставить в прошлом все проблемы с электроэнергией

О, дивный новый мир!

Серьёзной преградой на пути проекта ПЭС - приливной электростанции, о которой мы рассказали во вторник стала его высокая стоимость в 200 млрд долларов. Второй проблемой стала необходимость куда-то направлять произведённую электроэнергию. Её приток в единую энергосистему сделал бы ненужными многие уже действующие тепловые электростанции, лишил бы людей работы.

Поэтому единственным вариантом стала продажа излишков на внешние рынки. Для этого планировали создать консорциум из СССР, Японии, Китая и Южной Кореи, но как-то не задалось, а потом и Союз прекратил своё существование.

А вот экспериментальная Кислогубская ПЭС пережила все катаклизмы. Несмотря на то, что в 90-е она была законсервирована из-за недостатка финансирования, в начале 2000-х её снова запустили и стали испытывать в её составе новые гидроагрегаты.

Благодаря станции удалось проверить сотни параметров – от надёжности специальных марок бетона и металлов до влияния на экосистему. Выводы однозначные – мы можем строить и более мощные и эффективные станции.

Теперь вы понимаете, что идея возрождения проекта Пенжинской ПЭС возникла не на пустом месте, а на основе мирового и отечественного опыта. Впрочем, все проблемы на пути гиганта, которые стояли в СССР, не исчезли и теперь. Однако кое-что в мире поменялось.

И немного зелёного

В мире появился и продолжит свой рост запрос на «зелёную энергетику», в частности, на водородную. Уже сейчас начинается гонка за водородный рынок, причём, что характерно, разворачивается она среди нефтяных держав. Это логично, так как для производства водорода требуется много электроэнергии, а её пока продолжают вырабатывать в основном из ископаемых источников.

Чтобы как-то ранжировать чистоту производимого водорода, его делят по цветам: так называемый «коричневый водород» создаётся с помощью «грязных» источников энергии, поэтому ценится ниже всего, «серый водород» - чуть чище, «голубой» намного чище, так как хоть и производится с помощью сжигания нефти или газа, но весь выделяемый при этом углекислый газ улавливается и не попадает в атмосферу.

Это очень дорого, но клиент, в данном случае, европейский, готов платить, поэтому почему бы и нет. В данный момент Саудовская Аравия серьёзно вкладывается в производство «голубого» водорода и намерена доминировать на этом рынке также как доминирует на нефтяном.

Однако есть ещё и более дорогой водород - «зелёный».

Наши перспективы

«Зелёный» - значит, выработанный с использованием возобновляемых источников энергии. Дорогие источники, дорогая энергия и, как следствие, дорогой водород. Но именно за такой Евросоюз и другие потребители готовы платить сотни миллиардов.

Вернёмся к самому началу нашего выпуска и вспомним, что приливная энергетика считается одновременно и возобновляемой и самой чистой в мире. Именно поэтому проект Пенжинской ПЭС обретает второе дыхание. Рядом с ней должен быть построен завод по производству «зелёного» водорода. А огромная мощность ПЭС позволит выпускать его в гигантских количествах и занять четверть мирового водородного рынка.

В данный момент началась разработка технико-экономического обоснования проекта, в хорошем варианте приступить к строительству получится через два-три года. Учитывая то, что водородный рынок пока только зарождается, а помимо Пенжинской ПЭС у нас есть и другие проекты, вполне сносно. Будем следить за дальнейшим развитием этой истории.