9 ноября по новому стилю - День рождения русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Пусть и не день в день, но думаю, вполне уместно будет представить следующую картину художника Алексея Мозгового. Московский живописец именует её «Струна, звенящая в тумане», открывая как бы перед нами образ литератора-мистика, продолжателя творений аналогичной тематики Гоголя и Достоевского.
А мы пока перенесемся через временное пространство и постараемся незаметно пройти и остаться среди гостей широко известного в Париже XIX века салона горячо любимой Тургеневым на протяжении почти сорока лет певицы Полины Виардо. И послушаем внимательно, о чём же там сегодня говорят? О, оказывается в этот раз речь зашла об ужасном и необъяснимом.
- Но, пожалуйста, прошу тишины, - обращаясь к гостям, говорит хозяйка салона.
Зал притих, внимая Ивану Сергеевичу. Его все знают, он уже давно живёт во французской столице, бывая чуть ли не каждый день в доме, где проживают супруги Виардо, а вместе с их детьми и внебрачная дочь Полинетт самого Тургенева. Мы тоже внимательно вслушиваемся в каждое произнесённое им слово. И вот что было далее…
Как-то молодой Тургенев отправился на охоту. Дело происходило в средней полосе России. К вечеру он вышел на берег лесной речки и захотел искупаться. И вдруг ощутил, что кто-то касается его плеча и, обернувшись, увидел странное существо - не то женщину, не то обезьяну. У неё широкое морщинистое лицо, будто гримасничающее, голые груди болтались как мешки, за спиной развевались длинные спутанные волосы…
Молодой мужчина ощутил леденящий страх и резко повернул к берегу. Однако существо постоянно нагоняло его, касаясь шеи, спины, ног. При этом оно издавало радостный визг.
Выбравшись на берег, Тургенев со всех ног бросился бежать, не захватив ни одежды, ни ружья. Существо последовало за ним… К счастью, им совсем случайно встретился мальчик-пастушок, который принялся стегать чудище кнутом и этим обратил его в бегство. Крича от боли, «женщина-обезьяна» скрылась в лесных зарослях.
Да, мы все порой сталкиваемся с чем-то из сферы «непознанного», нередко потом, даже всей жизни проявляя к этому значительный неподдельный интерес.
И, судя по всему, такое же произошло и с самим Тургеневым.
Однажды ему приснился сон, о котором литератор в августе 1849 года из Куртавнеля поведал в письме Полине Виардо.
«Мне этой ночью приснился весьма странный сон, как это иногда со мною бывает; я вам его сейчас расскажу.
Мне казалось, что я иду вдоль дороги, обсаженной тополями. Вдруг я вижу, что на меня идет какая-то высокая белая фигура и делает мне знак следовать за нею. Несколько мгновений спустя мне кажется, что мы стоим на сильном ветру; я оглядываюсь кругом и, несмотря на темноту, могу различить, что мы находимся на вершине чрезвычайно высокого утеса, поднимающегося над морем.
— Да куда же мы идём? — спрашиваю я у своего путеводителя.
— Мы птицы,— отвечает он,— летим.
Но в это самое мгновение меня подхватывает ветер. Не могу вам передать тот трепет счастья, который я почувствовал, развертывая свои широкие крылья; я поднялся против ветра, испустив громкий победоносный крик, а затем ринулся вниз к морю, порывисто рассекая воздух, как это делают чайки. В эту минуту я был птицей, уверяю вас...».
В начале 60-х годов XIX века из под пера Ивана Сергеевича появляются весьма необычные рассказы и повести. Все эти произведения исследователи творчества писателя относят к «Таинственным повестям» Тургенева.
Одно из них - повесть «Призраки», написанная в 1861-1863 годах. Писатель дал ей подзаголовок «Фантазия». Современники приняли творение в штыки.
Литературовед И. Виноградов писал тогда так: «Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, — и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку».
Давайте же окунёмся в саму суть "Призраков".
В основе сюжета - необычные ночные полёты героя рассказа, который стремительно проносится над землёй в объятиях призрака в образе женщины по имени Эллис. Предполагают, что основой для повести послужил тот самый сон, описанный им в письме к любимой Полине Виардо.
По первоначальному замыслу Иван Сергеевич хотел показать «ряд картин, эскизов, пейзажей» в форме прогулки художника по картинной галерее. Потом он решил использовать другой сюжетный прием — полёты героя во времени и пространстве с иллюзией.
Некоторые критики считали Эллис символом музы поэта. Сам же Тургенев писал: «…я так же сам мало понимаю Эллис…Это ряд каких-то душевных dissolving views (туманных картин) — вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего Я».
Именно таким тревожно-томящимся и предстаёт перед нами классик Тургенев на полотне Алексея Мозгового. Более того, вполне можно предполагать, что в этом образе также передана как загадочная любовь Ивана Сергеевича к Полине Виардо, так и его самое сильное разочарование в этом. И всё это в значительной мере отразилось в повести «Призраки».
В центре сюжета повести «Призраки» - образ Эллис, один из самых непонятных в творчестве писателя. «Что такое Эллис в самом деле? Привидение, скитающаяся душа, злой дух, сильфида, вампир, наконец? Иногда мне опять казалось, что Эллис - женщина, которую я когда-то знал». Она является герою каждую ночь, вместе с Эллис рассказчик летает сквозь пространство и время. Эллис сравнивается с птицей, и, казалось бы, это красивый, вдохновляющий душу образ, однако как сильно меняются и Эллис, и герой после их совместных полетов. Из рассказчика будто уходит жизнь, перетекая в бесплотный доселе призрак. С каждым полётом, обретая плоть и кровь, Эллис приобретает и более явные индивидуальные черты: кольцо на пальце, смуглое нерусское лицо. Она не объясняет, зачем приходит каждую ночь за героем, но делает это с неукоснительной регулярностью. Так что вполне можно представить, что такое описание женщины- вампира в не самый светлый период жизни Тургенева - это явная отсылка к Полине Виардо.
Да, Иван Сергеевич страдал и это так или иначе проявилось в его творчестве. Вслед за «Призраками» он напишет ещё несколько подобных творений. Позднее они явятся русским читателям в виде «Таинственных повестей» классика.
Пройдет почти век после публикации «Призраков» и парапсихологи начнут обращать внимание на рассказы людей об их необычных переживаниях, известных как «выход из тела», «внетелесное сознание», «астральная проекция» и другие.
А что же Полина Виардо? Она весной 1883 года похоронила мужа. А осенью того же года у неё на руках скончался Иван Сергеевич Тургенев. В местечке Бужевиль под Парижем. На прощание она не пошла, отправила свою дочь Клавдию. Его потерю она переживала лишь три дня. А затем закружилась, запорхала, пережив Тургенева на 27 лет. Как он, впрочем, и предсказывал ранее. Однажды, после своего провидческого сна…
Валентин Малютин, журналист