Иран и Армения договорились о расширении коридора Персидский залив — Чёрное море

В ходе встречи высокопоставленных министров в Ереване Иран и Армения договорились укреплять сотрудничество в области транспортной и транзитной инфраструктуры, а также урегулировать споры, связанные с дисбалансом тарифов.

Министр дорог и городского развития Ирана Фарзане Садег встретилась в понедельник с министром территориального управления и инфраструктур Армении Давидом Худатяном, чтобы обсудить пути развития транзитных связей и логистики. Садег подчеркнул важность развития коридоров Север — Юг и Персидский залив — Чёрное море и призвал к улучшению автомобильных, железных дорог и логистических сетей Армении для облегчения торговли.

Она указала на разницу в транзитных тарифах между двумя странами в размере 330 долларов и призвала пересмотреть систему, заявив, что новые маршруты должны быть защищены от геополитических изменений. Иранский министр также отметил, что возобновление железнодорожного сообщения между Джульфой, Ереваном и Грузией является ключевым шагом для регионального транзита, а недавний визит президента Ирана в Армению стал важной вехой в укреплении транспортно-логистических связей между Тегераном и Ереваном.

В свою очередь, Давид Худатян высоко оценил поддержку Ирана, особенно во время землетрясения 2024 года, и поблагодарил иранских подрядчиков за их работу над инфраструктурными проектами в Армении. Он признал наличие разногласий по поводу тарифов на транзит иранских грузовиков и объявил о создании совместной рабочей группы для изучения этого вопроса. Армянская сторона также подтвердила планы по проведению тендера на строительство нового участка коридора «Север — Юг».

Эти обсуждения проходят на фоне региональных споров вокруг Зангезурского коридора — маршрута, соединяющего Азербайджанскую Республику с её эксклавом Нахичевань. После Второй Карабахской войны и заключения трёхстороннего мирного соглашения ожидалось, что Армения обеспечит Азербайджанской Республике безопасный доступ через свою территорию.

В то время как Ереван рассматривает этот маршрут как подконтрольный ему участок, Баку требует создать коридор с минимальным пограничным контролем и суверенными ограничениями. Иран неизменно позиционирует себя как надёжный транзитный маршрут для Азербайджанской Республики, поддерживая сообщение через Биле-Савар и Джульфу даже во время таких кризисов, как пандемия COVID-19.

Официальные лица в Тегеране подчёркивают, что иранский маршрут остаётся самым безопасным и экономически выгодным для Азербайджанской Республики способом сообщения с Нахичеванью, независимо от других инициатив. Несколько недель назад высокопоставленный иранский чиновник в сфере транспорта Амин Тарраф подтвердил, что, хотя вопрос о Зангезурском коридоре остаётся нерешённым, Иран всегда обеспечивал беспрепятственный проезд для азербайджанских транспортных средств.

Он отметил, что Армения предложила альтернативный проект «Перекрёсток мира» для налаживания транзита с севера на юг и с востока на запад, но предупредил, что любая попытка изменить геополитические границы вызовет негативную реакцию в регионе. Иран утверждает, что независимо от Зангезурского коридора его территория останется самым надёжным путём для транзита Азербайджана в Нахичевань.