Вспоминая советский взгляд на анкету одного американского социологического опроса

В своё время статья из серии "Перечитывая заново", предлагаемая вашему вниманию, была выпущена в свет под лозунгом или чем-то вроде рубрики: "когда осядет пропагандистская пыль". Приведём статью без сокращений и с минимальными отличиями от оригинала.

Около половины из 792 жителей Массачусетса в ходе опроса, проведенного Центром по изучению общественного мнения, ответили, что они “предпочли бы ядерную войну правлению коммунистов". Треть из этой части опрошенных отдали бы предпочтение ядерной войне даже при условии, что в ней погибнут все жители Соединенных Штатов и многих других стран.

Эту информацию, переданную Ассошиэйтед Пресс, по просьбе корреспондента Агентства печати Новости комментирует заведующий сектором Института США и Канады АН CCCP доктор исторических наук профессор Владимир Лукин:

- Результаты опроса свидетельствуют ‚что в США пропаганда наиболее реакционных сил осуществляет достаточно эффективное воздействие на общественное мнение, на средние слои американского общества. Существенное воздействие на сознание людей еще продолжают оказывать затасканные пропагандистской машиной Рейгана тезисы о "советской военной угрозе", о том, что коммунизм - "фокус зла" и т.п.

Смутно представляя себе, что такое коммунизм, социализм, практически не имея никакого реалистического представления о жизни советского человека, рядовые американцы, запуганные обрушившейся на них лавиной антикоммунистической, антисоветской пропаганды, зачастую в паническом состоянии высказываются подобным образом: лучше быть "мёртвым", лишь бы не "красным".

Аналогичные опросы общественного мнения, как правило, быстротечны, носят краткосрочный характер. Мотивом к их проведению может служить очередная конкретная антикоммунистическая кампания, после которой люди шарахаются из стороны в сторону. Но проходит время. Оседает пропагандистская пыль. И реальные стремления людей, такие как потребности жизни и мира, конечно, берут верх, возобладают. Кстати сказать, в настоящее время подавляющее большинство населения США как раз высказывается за замораживание ядерных вооружений, за мирные переговоры с Советским Союзом, за нахождение между нашими странами точек соприкосновения, которые помогут навсегда устранить из жизни людей угрозу войны.

Растёт обеспокоенность американского населения. По-видимому, в данном случае сказалось то, что Рейган не столько сумел запугать Америку "советской военной угрозой", сколько запугал её самим собой - своей политикой, своими заявлениями о TOM, что ядерная война может быть продолжительной, ограниченной, может быть вообще.

Именно поэтому, хотя кое-где в США всё же сохраняется испуг перед "советской военной угрозой", больше и больше преобладает тенденция испуга перед политикой Рейгана, испуга перед войной как таковой вообще. Подтверждают это и данные других социологических опросов в тex же США. В частности, проведенного в середине апреля этого года. Согласно ему, 79 процентов жителей страны в целом выступают за ядерное замораживание. Пять из каждых семи опрошенных считают, что наращивание вооружений Соединенными Штатами приведет только к ответным мерам со стороны CCCP, а не к серьезным переговорам.

Растущая обеспокоенность американцев перед войной, их нежелание быть уничтоженными ядерной бомбардировкой нашли свое яркое проявление B массовом движении за замораживание. Именно эту тенденцию, сегодня овладевшую умами и сердцами миллионов американцев, на мой взгляд, есть больше оснований считать ведущей CCCP выступал и выступает за мир, и его последние мирные предложения лежат на столе у руководителей всех держав, и Соединенных Штатов Америки в том числе. И то, что эти компромиссные предложения не принимаются до сих пор - результат политики Рейгана: именно американское правительство в итоге так и не ратифицировало уже достигнутое соглашение OCB-2, а рейгановская администрация поначалу отказалась вообще от переговоров с Советским Союзом. Потом она изменила тактику и согласилась на переговоры. Почему?

Прежде всего в результате давления массового антивоенного движения. Сначала европейского, а потом и американского. В этих условиях для каждого американца должно быть совершенно очевидно, что реальный выбор стоит для него не между войной и "красными", а между безучастным наблюдением за тем, как наиболее реакционные силы тянут страну в ядерную пропасть — потворствованием этому процессу — или активным — включением в антивоенное движение. Вот в чем реальная проблема.

И вот еще что хотелось сказать об этом исследовании. Вопросы, заложенные в нём, тенденциозны по своей постановке. Они рассчитаны на сложившиеся B сознании людей довольно жесткие стереотипы и нaбившие оскомину пропагандистские клише, M3 года в год повторяемые при оценке коммунистического движения.

Опрос жителей Массачусетса проводили достаточно солидные организации - Массачусетский и Гарвардский университеты, Массачусетский технологический институт. Но результаты ведь часто зависят не только от фирмы и реального умонастроения людей, которых она опрашивает, а от тех конкретных лиц, которые проводят опрос. В данном случае сам по себе подход к исследованию, проводившемуся специалистами, знающими психологию среднего американца ‚ предполагал и определенную стереотипную реакцию, ответы, которые внушались загодя, в течение многих лет.