России не обойтись без кардинальных перемен в "либерально-воровской" экономике

В моих предыдущих статьях о нынешней ситуации в российской экономике (Когда наступит время собирать камни и Время пришло. Собираем камни) отмечалось, что давно пришло время разобраться с проведенной в 90-х годах приватизацией. Теперь — об офшорах, и о том, почему от них самое время просто отказаться. Но для начала разберёмся,

Зачем вообще нужны офшоры?

В 90-е лучшие и самые прибыльные предприятия уходили частникам за копейки… Яркий пример: Роман Абрамович приватизировал «Сибнефть» за 100 млн долл, а спустя некоторое время продал её же за 13 млрд долл! И разве так уж важно, что никакой «Сибнефти» больше не существует — ушла под «Роснефть». И на том спасибо...

Как говорил Экклезиаст: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом».

А время возвращать капиталы в Россию из офшоров пришло еще вчера. Собственно говоря, такие попытки и были. Но… Разные страны предлагают регистрацию офшорных компаний. Почему? Ответ ясен: для того, чтобы принести своей стране дополнительный доход от международного бизнес-оборота.

А почему владельцы компаний регистрируют их в офшорах? Просто владельцы заводов, газет, пароходов ищут более гибкую в плане ведения бизнеса и налогового регулирования страну. Регистрация офшорной компании и её обслуживание обходятся дешево. Зато налоги в стране, где расположено предприятие, не платятся!

Такие транснациональные корпорации, как Google, Apple, Starbucks, Microsoft и многие другие, постоянно создают офшорки для оптимального управления своим бизнесом и используют их как часть корпоративной структуры. Зарегистрировать офшорную компанию означает, что вы открываете компанию в другой юрисдикции, одновременно управляя всеми ее операциями и бизнесом из любого города мира.

Вне закона

Именно поэтому они и называются «офшорными», т.е. вне территории, «вне берега» (от английского: off shore). Примером офшорной компании может быть компашка, зарегистрированная, например, на Сейшелах, но которая ведёт деятельность в других странах, но управляется из России, Грузии или Казахстана.

Владельцу офшора не рекомендуется вести экономическую деятельность на Сейшелах, чтобы не стать объектом местного налогообложения. Юрисдикции с подобными налоговыми условиями для бизнеса, такие как Сейшелы, Белиз, Маршалловы Острова, Британские Виргинские острова, Кайманы, Ангилья, Панама и Бермудские острова предлагают международным компаниям огромные налоговые льготы.

Офшорная компания обладает главной характеристикой – нулевым или минимальным налогообложением в юрисдикции регистрации. Ещё плюс - высокий уровень конфиденциальности владельцев и ключевых персон. Но, к сожалению, для офшорных миллиардеров, в последнее время многие страны стали бороться с офшорами.

Ведь правительство какого государства добровольно откажется от получения налогов с предприятий, которые работают в этом государстве? И вот многие классическими офшорные юрисдикции стали участвовать в автоматическом обмене налоговой информацией с другими странами мира.

Таким образом, уровень конфиденциальности ключевых персон и выгодоприобретателей очень сильно снизился. Но всё равно офшорные бонзы из России не спешат покидать свои райские уголки. Не то, что американские. Почему?

Закон FATCA

Речь идет о федеральном законе США, регулирующем налогообложение иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA). Он был принят с целью выявлять активы американских налогоплательщиков (ими являются граждане США, иностранцы-резиденты и некоторые иностранцы-нерезиденты) за пределами США.

Он относится к поколению американских законов, которые можно назвать экстерриториальными. Их действие распространяется на ряд других стран, а иногда и весь мир. Эти законы помогают Вашингтону выстраивать Pax Americana. Закон, о котором мы говорим, обязал все банки заключить с Налоговой службой США (Internal Revenue Service - IRS) специальное соглашение и передавать информацию о своих клиентах, обязанных платить в США налоги.

Банки и финансовые организации, согласившиеся сотрудничать с IRS, должны заноситься в специальный реестр и получать идентификационный номер. Другими словами, борьба Вашингтона с налоговыми уклонистами – лишь повод принять закон. Главная цель FATCA – выстроить мировую финансовую систему, отдельные «ячейки» которой подчинялись бы Вашингтону!

Поначалу наш МИД охарактеризовал закон как попытку Вашингтона навязать свой диктат другим странам мира. Чиновники даже заявляли, что если бы Россия начала выполнять условия FATCA, то это вошло бы в противоречие с российским законодательством. Так как FATCA противоречит российским положениям о банковской тайне и Гражданскому кодексу РФ.

Но позже министр финансов РФ Антон Силуанов неожиданно заявил, что Россия готовит двухстороннее соглашение с США по FATCA. При этом двухстороннее соглашение с Вашингтоном не являлось гарантией от возможных санкций.

И вот летом 2014 года Госдума приняла закон о передаче налоговой информации США в рамках FATCA. И практически сразу Сбербанк России сообщил, что зарегистрировался в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования этого американского закона. Другие банки также поспешили зарегистрироваться в США.

Как вы понимаете, мы же – суверенное государство и закон США решили выполнять по доброй воле! Как считаете, хорошо, что все наши банки стали выполнять американское законодательство или нет? Кстати, если кто-то не захотел бы выполнять этот закончик, то США имели бы полное право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Продолжение следует