
Окончание. Начало читайте Ядерная сделка и российский интерес
Для России неожиданно активные переговоры Вашингтона и Тегерана создают непростой выбор. В целом снятие санкций с Ирана не в интересах Кремля. Москву вполне устраивает ситуация, когда Исламская Республика из-за изоляции со стороны Запада вынуждена развивать отношения с РФ.
Это делает Иран надежным партнёром — он не обращает внимания на санкции, поэтому с ним можно выстраивать долгосрочные проекты. Но если санкции отменят, позиция Тегерана может измениться.
Сюда же стоит добавить возможный выход на мировые рынки дополнительных объёмов иранской нефти. Такая перспектива всегда тревожила российскую сторону, которая рассматривает Иран как крупного конкурента на мировом рынке углеводородов. Так что заключение новой атомной сделки между Ираном и США — не лучший сценарий для Кремля.
Впрочем, полный провал переговоров тоже опасен — тогда США могут вернуться к военному сценарию. Американские бомбардировки неизбежно дестабилизируют Иран вплоть до риска распада страны. Это оставит Россию с потоками беженцев и, возможно, гражданской войной по соседству, не говоря уже о том, что похоронит многочисленные российские проекты в Иране, куда Москва в последние годы активно инвестировала.
Так что идеальным сценарием для России были бы бесконечные переговоры Тегерана и Вашингтона без реального соглашения. В каком-то смысле пока всё так и происходит, но ситуация может качнуться в ту или иную сторону в любой момент.
Даже если бы Россия хотела саботировать соглашение Ирана и США, у неё не так много возможностей повлиять на переговорный процесс. Если Вашингтон и Тегеран договорятся — помешать этому не получится. Поэтому если сделка будет выглядеть неизбежной, то Кремль скорее постарается занять место ее важного участника, чтобы получить рычаги влияния на процесс, как это уже было в предыдущем соглашении при президенте Обаме.
Посредники и помощники
И Иран, и США сейчас тоже заинтересованы в участии России. Тегерану нужны посредники, чтобы повысить шансы на реализацию соглашения и исключить вариант, что Трамп или следующий американский президент опять выйдут из него через несколько лет. Поэтому в интересах Ирана привлечь к сделке как можно больше сторон: МАГАТЭ, Китай, Россию, а также ОАЭ и Саудовскую Аравию.
Посредники также нужны Тегерану как источники наблюдателей. Если в сделке будут только американцы, то доступ для наблюдения за иранскими ядерными объектами придется давать им.
США нужно российское участие для решения технических вопросов. В прошлой сделке именно Россия согласилась принимать отработанное ядерное топливо из Ирана, что не были готовы делать другие участники. Аналогичная ситуация возможна и сейчас.
Иран в любом случае должен будет утилизировать излишки урана. И судя по всему, именно Россия рассматривается как сторона, готовая взять на себя эту функцию. Во-первых, у нее есть технические возможности для принятия и переработки. Во-вторых, именно на этом варианте настаивает Тегеран. Ведь Ирану будет гораздо проще получить обогащенный уран обратно от России, если США опять выйдут из сделки.
Для Кремля такое развитие событий будет приемлемым компромиссом. При всех издержках, которые создает для России снятие санкций с Ирана, превращение Москвы в незаменимого посредника между Тегераном и Вашингтоном создает ощущение выхода из изоляции. Кроме того, это дает российской стороне реальные рычаги влияния на американо-иранские отношения. Хотя бесконечные и бесплодные переговоры все равно были бы для России предпочтительнее: чтобы и удара по Ирану не было, и санкции с него не снимали.