Одна из самых тихих прогулок по центру столицы начинается с бойкой Тургеневской площади

Одну прогулку по столичным улочкам и переулкам, из тех, что не очень жалуют экскурсоводы - "От Пушки до Нового Арбата", автор вместе с читателями уже проделал. На очереди вторая — по скромному и для многих порой незаметному Боброву переулку.

И снова лучше пройтись вопреки нумерации домов, просто потому что так удобнее. От метро на Тургеневской площади, где сошлись сразу три линии — красная, оранжевая и совсем новая салатовая, не спеша можно дойти до Милютинского переулка, бывшей улицы Мархлевского — советской Мархлевки, и почти до Сретенки и Сретенского монастыря.

Тургеневская площадь не так давно приобрела современный, весьма симпатичный вид, она просторная и уютная, со своим театром — Et Cetera, за который нельзя не сказать отдельное спасибо худруку Александру Калягину. С его подачи или же сами, архитекторы театрального здания — их сразу четверо, быть может, даже перестарались в деталях, судите по фото.

Но Москва такой город, который со временем принимает и переваривает под себя чуть ли не всё, вне зависимости от авторов и стилей. Внутри театр и красив, и функционален, хотя на малую сцену надо добираться по такой лестнице, которые принято называть «чёрным ходом».

Калягинский театр, а это название за ним уже закрепилось, лучше всего смотрится не с площади, а со двора Тургеневской библиотеки, где и заканчивается Бобров переулок. Следующее здание по нему — Академии художеств Ильи Глазунова, имеет основной номер уже по Мясницкой улице.

Это бывшее МУЖВЗ, училище ваяния и зодчества, выпустившее в конце XIX и начале XX веков едва ли не половину великих русских художников и скульпторов. А дворик Тургеневки с памятником Ивану Сергеевичу, к счастью, всегда под присмотром, и не освоен ни собачниками, ни бомжами.

И там, причём не только летом, можно сделать собственные исторические открытия и побаловать себя неплохим столичным кофе, пусть и не из знаменитого чайного дома Перлова, который тут совсем рядом.

Бобров переулок, как и многие в Москве, сменил несколько имён. Был и Фроловским по храму, и Юшковым по домовладельцу, и наконец стал Бобровым — в честь купца ещё из XVI века. Его, поистине крохотный, длиной всего-то метров 200, едва не превратил в подобие задворков, выстроенный в начале XX века, вообще-то по Сретенскому бульвару, новый квартал.

Официально его называют домом страхового общества «Россия», но на само деле и дом тут не один, и дворов несколько, и между ними неповторимая решётка работы архитектора-художника Отгона Дессина. Знаменитый Ле Корбюзье, отметившийся в Москве зданием нынешнего Росстата, считал эти дома самыми красивыми в Москве.

Квартал выстроен на месте старого московского почтамта и театра «Скоморох», который занял место помпезной, но зато бесплатной для посетителей панорамы "Царь-град". Театр «общедоступных и народных представлений», уже не бесплатный, охотно посещала и светская и простая публика. Скульптор С.Т. Коненков рассказывал, что на его стенах были надписи для неопытных театралов: "С места на место не переходить - отовсюду хорошо видно". В «Скоморохе» была дана премьера пьесы Льва Толстого "Власть тьмы".

Это, по рассказам Александра Калягина и подсказало ему, куда перевести театр Et Ceteraс Нового Арбата — из конференц-зала в одной из многоэтажных «книжек». Среди бесчисленных легенд, связанных с домом «Россия», напомню лишь одну — из того времени, когда в этом здании после Гражданской войны обосновалось Главное артиллерийское управление РККА.

В 1940 г. ГАУ РККА возглавил зам. наркома обороны, командарм I ранга, а потом и маршал Г.И. Кулик, друг Будённого и Ворошилова ещё по 1-й Конной Армии. Они встречались обычно ниже по бульварам — на Трубе, где теперь выстроили неплохой фуд-корт, почему-то названный «Центральным рынком».

А во времена первых маршалов за разворотом трамвая в тени могучих ясеней приютилась открытая пивная, где и тусовались нарком и два его заместителя. Почти без охраны. Очень долго сразу за пивной находился общественный туалет, в котором в первые дни марта 1953 г. прятались те, кто не хотел давиться в очереди в Дом Советов — к гробу Сталина.

Самые старые здания по Бобровскому переулку — это несколько строений дома номер 4. Там когда-то располагались чайные склады, редакция «Русских ведомостей», спонсором которой был железнодорожный магнат С.К. фон Мекк, и «нумера» от Ускова, их не так давно отреставрировали.

Открыли когда-то наглухо запертые дворы и художественную галерею Sistema, одну из немногих бесплатных в нынешней Москве.

Единственный действительно большой дом по Боброву под номером 2, официально приписанный к Милютинскому переулку, № 20, принято называть домом Лансере, по фамилии знаменитой семьи.

Другое его имя - доходный дом Феттер и Гинкель, построенный незадолго до революции по проекту архитектора Валентина Дубовского и доработанный и надстроенный восьмым этажом чуть менее известным мастером — Александром Калмыковым.

Уже в 1917 году дом мог пострадать, так как с его недостроенной крыши красногвардейцы обстреливали из пушек юнкеров, захвативших телефонную станцию на Малой Лубянке. При достройке дом, получил лишние этажи, но многое потерял в декоре, став приютом для коммерческих контор.

Но появились в доме и новые жильцы, в том числе известный всей Москве, и не только по тоннелю, архитектор Каро Алабян, а также академик живописи Евгений Лансере (портрет работы Б.М. Кустодиева). От него квартира перешла к внуку, и была признана объектом культурного наследия.

Но только несколько лет назад здесь наконец по-настоящему закипела культурная жизнь — читаются лекции о строениях в Бобровом и Милютинском переулках, проходят коммерческие мероприятия по тематике живописи, театра и истории Москвы, проводятся регулярные экскурсии.

Дом Лансере, он же доходный дом Феттер и Гинкель весной 2016 года стал постоянным участником известного проекта «Москва, которой нет».

Сегодня он принимает художественные выставки, здесь заработали несколько художественных мастерских. Прогулку по Боброву переулку лучше всего завершить в Сретенском монастыре, пройдя либо по крохотному переулку, тоже Сретенскому, длиной всего в 100 метров, между Малой Лубянкой и Сретенкой, либо мимо Надежды Константиновны.

Памятник Н.К. Крупской - супруге вождя мировой революции, на редкость достойный и не банальный, работы скульпторов Екатерины и Александра Белашовых, много лет стоит у Сретенских ворот.

Это и вовсе в паре шагов от Сретенского монастыря с его новым храмом традиционной архитектуры, который был возведён в то время, когда настоятелем здесь служил отец Тихон Шевкунов, ныне митрополит Севастопольский и Крымский.