
Есть проза, как вопль вороны и затхлая топь, есть поэзия, как пересохший колодец – ни силой природы и творчества наполниться, ни пейзажем восхититься. Есть стихи – молчуны – ни душу светом не озарят, ни о ценности слова, дела, времени, поступка задуматься не заставят. Есть. Так же, как и заброшенные деревни, забытые родственники, фальшь, лень души и скудость мысли. Ценитель же жизни, прекрасного, созидания привык к другому печатному слову. Такому, что обволакивает поддержкой жизни, советом, радостью, надеждой; позволяет и человеком состояться и природу сохранить, и шедевры на века создать. Даже если не всем стать распутиными, лихачёвыми, леоновыми.
Произведения Михаила Васильевича Корнилова учат БЫТЬ хозяевами на своей земле и сказанному слову, сохранять историю и не усомниться в богатстве русской души. Казалось бы – публикация в современной газете о создании и перипетиях колхоза… А читатель весь проникается взаимоотношениями людей, управлением коллективом, организацией труда. В истории колхоза – история страны и полноценная жизнь человека – председателя, тракториста, доярки, сеятеля, рабочего.
Очерки Михаила Васильевича позволяют не пропустить историю сквозь пальцы, знать, помнить и героев, и рядовых труда. Почти 24-часовой рабочий день председателя Сергеева Олега Дмитриевича, принципы трудовой деятельности – хороший пример подготовки руководящих кадров в провинции, ответственности в достижении принципов реального труда: гектары вспаханной пашни, литры молока, тонны в закрома Родины и благосостояния народа для. Гордость высоким уровнем подготовки специалистов для отечественного агропрома в Успенском зоотехникуме и лучшие проявления качеств человеческих – взаимоотношения с людьми – основа уклада жизни русского города и деревни. И о тех, кто привык отвечать за свои дела перед собой, партией и народом в «Слове о председателе»:
… Уж сколько вёрст он отпахал,
Другим в три жизни не пройти.
Вся жизнь твоя, поверишь, - бой.
И не сомкнуть усталых век,
Всегда вопросы: быть не быть?
А ты ведь тоже человек
Очерки и стихи Михаила Васильевича – это скрупулёзный труд души и ума над сохранением в памяти, в общении переславцев, в архивах, в истории региона топонимов, географических названий мест, имён, уклада жизни.
С мечтой и делом о сохранении истории Переславской земли, в недопущении времени беспамятства, смуты издана книга под редакцией А.Н. Грешневикова «Летопись ярославских сёл и деревень». С объективной подачей миссии русской деревни в создании и развитии дворянских усадеб, стиля взаимоотношения сословий, организации экономики России, психологии русского человека, мерилу его совести посвящена статья М.В. Корнилова «О ком звонят колокола».
Вопрос в названии публикации больше риторический, но ответы в ней найдут и ландшафтный дизайнер, и священник, и купец, и воин. Если бы объявили конкурс на самую любимую у переславцев деревню и село, о которых с трепетом пишут в прозе, воспевают в стихах и песнях, пейзажи которых сохраняются на фото, картинах, в путеводителях, календарях, то, безусловно, перед нами проплывёт ожерелье из Городища и Веськова, Горок, Осурова и Охотина и полной своим достоинством Красной деревни – до 1939 года – сельца Дементьева, воспетой Корниловым. И в прозе, и в стихах, и в песнях Михаила Васильевича – всегда наказ, понимание, уважение и потомков, и предков. По его произведениям можно не только книгу для чтения по истории писать, но и в систему менеджмента организации, коллектива достойные примеры взять.
Я не знаю: хорошо ли, нет ли?
Помню с малолетства барский дом:
От дверей, когда срывались петли,
И гудел по дому первый гром!
Журавель трудился у колодца:
В нём всегда – студёная вода! –
Знал я: в счастья миг душа напьётся!
На сегодня остались, пожалуй, в преданьях и в очерках с названиями подобными «Дело было в Панькове», помощь студенчества колхозу – когда и любовь к земле, к народному добру, и сплачивание коллектива, развитие художественной самодеятельности укрепляли взаимосвязь города и деревни и позволяли гордо сказать: «Мой труд. Моя Родина. Мои надежды».
Зная о проблемах в социальной сфере, строительстве, благоустройстве сегодня, можно предположить, что плановая экономика и «вызов на ковёр к Первому» защищали от морального разложения, стимулировали дисциплину, обязательность, честность. Однако, предположение это неоднозначное. Только личный кодекс чести строителя, пахаря, поэта, ткачихи, учителя, – основа основ успешного дела на века. Таким образом, в серии очерков «О Геннадии Ивановиче и других» Корнилова до современников дошли истории сдачи жилых домов, инфраструктуры и школы №9, оптимизации линий обработки урожая в колхозах, буднях Никитского слободы в XX веке, выживании в войну, ожидания и встречи солдата-победителя.
Эпоху делает власть, принципы, идеология, достижения в науке, культуре, технологии. А историю пишет народ. В том числе, в «Разговоре двух председателей» в состоянии круговерти директив, наказаний, сроков сева и сдачи – в прошлом, цены пенсии в настоящем, величины поступка человека в истории, напоминании: «Человек – это звучит гордо!». В шести поэтических сборниках, в звучании почти четырёх десятков песен, в личном общении с М. В. Корниловым – Заслуженным строителем Российской Федерации, членом Союза писателей России, творчество которого нас постоянно окружает на литературных страницах газет, в «Литературном Переславле», каждый читатель находит слова и ноты поддержки в нелёгких ситуациях. При подавлении несправедливостью, чёрствостью, разгильдяйством людским почти каждый может в отчаянии воскликнуть:
Среди нищих – я такой же нищий,
И всё меньше верю в торжество.
Я себя ни под кого не чищу,
Да и чистить нынче – под кого?!
Не ищу ни почестей, ни славы!
Сколько их – просящих у Державы?
Мне негоже быть одним из них…
В состоянии подавления особо острым является вопрос – где черпать вдохновение, самость, творчество, силы на развитие? Творчество, опыт, знания, жизненный путь Михаила Васильевича, как человека ответственного «и за себя, и за страну», содержит ответы и на эти вечные вопросы об истоках состоятельности человека: семья, учителя, работа, природа, враги и друзья, журналисты, произведения Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока.
В посвящении А.П. Малашенко Михаил Корнилов пишет:
… Ведь ты был слишком добрым!
Сравним твой голос с гулом спелой ржи,
Ты не искал протоптанных дорожек…
Презрев и тишь, и розовую гладь,
Гнал на галоп, разматывая вожжи –
И всё хотел, и всех хотел понять –
А может и встряхнуть, и потревожить…
Кинематограф и, к сожалению, литература, не изобилуют светлыми образами учительства. Методика и содержательность уроков, организация взаимоотношений в коллективе и досуга, личный пример педагога, её доверительные взаимоотношения с родителями, наполнили юного Михаила желанием знать, уметь, творить, заложили основы актёрского и литературного мастерства и имя его педагога на века – Надежда Сергеевна Виноградова – учитель Ягреневской начальной школы. И как-то по-другому в творчестве Михаила Васильевича предстаёт Переславль-Залесский 1940-1960-х годов, насыщенные композиции музея, полноценно – по статусу парка – функционируют Пушкинский сквер и Летний сад. И характер, самобытность переславцев, состоятельность Переславской земли, могущей миллионы людей напоить и наполнить светом. В полноценных, сравнимых с «Медным всадником» А.С. Пушкина, поэмах «Синий камень» и «Александр Невский» лёгким солнечным вальсом кружит благодатный труд сеятеля доброго, мудрого, вечного – Надежды Сергеевны Виноградовой.
Профессии в семье и у родственников Михаила Корнилова самые мирные: строитель, управленец, водитель, учитель. И работают все, преимущественно, с людьми. И при всей мощи характера, знании, содержании цели, каждому хотелось не только подталкивать к исполнению результата, достижений, показателей, вести за руку, но и достигать самому. Потому и состоялся Михаил Корнилов строителем на объектах Министерства обороны, инженером по технадзору в Управлении капитального строительства Ярославского облисполкома, и руководителем Отдела капитального строительства в Управлении сельского хозяйства Переславской администрации; состоялся поэтом, сыном, гражданином. Свершилась у Корниловых и профессия строителя, и главная профессия на земле, коей не учат ни в одной академии – стезя матери четырёх сыновей Корниловых. В стихотворении «Русь» Михаил Васильевич пишет:
… Берусь за дело – молодцу подстать.
Слова из детства слышу в птичьем гаме,
Которые говаривала мать:
- Любите Русь по Господу, сыночки,
Всё от добра его, в конце концов,
Любите Русь, от самой первой строчки
Священных книг, любовью мудрецов…
Ключевая тема публицистики, поэзии, песен Корнилова – патриотизм. Она звучит и в переживании за сохранение памяти помещиков Табаровских, полноводье Сергеева пруда в деревне Красное и Никитских прудов, малиновый перезвон возрождённых церквей, непреходящей боли о невернувшихся с Великой войны отце и земляков. И с ещё большей болью – о предателях, дезертирах, завистниках, паразитах, кои в войну не сгинули и сейчас местами землю топчут, и которых Михаил Васильевич искренне простил.
… Здесь великой родины начало,
Здесь любовь впервые повстречал я. –
Породнился крепко с песней соловьиной,
Обручился с красною рябиной.
Всё что было – было не напрасно:
Я опять пришёл к деревне Красной –
Никуда от этого не деться –
Фронтовое наше, озорное детство!
В потоке Волги мощь и сила, многозвучье наров России. В патриархальности и современности, намоленности Переславля-Залесского – истоки государственности и дипломатии Руси, а в Синем камне, в родниках Плещеева озера – истоки талантов, дальновидности, силы, развития флота, дворянства, благополучия, здоровья русского народа. История Родины для Михаила Васильевича не заканчивается суховатым изложением страниц учебника. Его творчество воспевает родину «имени России» – святого великого князя Александра Невского и его потомков, силу русского характера и созидания:
Желаю я в истории мирской
Очиститься от накипи и грязи:
Всевышней, всеобычной, вселюдской...
Я верю, что и мне Творцом зачтётся –
Лишь душу окроплю святой водой
Поэзии бездонного колодца
Творчество Корнилова достойно поддержки, восприятия, продвижения, издания новых сборников и их народной востребованности.