Это не последняя аналитика о России и Иране, которые могут создать новый полюс притяжения

Окончание. Начало читайте Масуд Пезешкиан - его послание миру. Часть 1

Ещё одним приоритетом, выделенным избранным президентом, были двусторонние отношения между Ираном, Китаем и Россией. Пезешкян подчеркнул ключевую роль Китая в содействии нормализации отношений с Саудовской Аравией, "демонстрируя свое конструктивное видение и дальновидный подход в международных делах".

Что касается России, он выразил уверенность, что его администрация продолжит расширять и укреплять отношения. Он также отметил необходимость поиска дипломатического решения текущей ситуации на Украине. "Мы выступаем за мир для народов России и Украины, и мое правительство будет готово активно поддерживать инициативы, направленные на достижение этой цели", - отметил президент.

Наконец, колонка была посвящена отношениям с Западом, в частности с ЕС и Соединенными Штатами. Это было предвыборное обязательство нового президента: "Вступить в конструктивный диалог с европейскими странами, чтобы направить наши отношения в правильное русло, основанное на принципах взаимного уважения и равенства". Пезешкиан признал, что отношения Ирана с ЕС пережили многочисленные "взлёты и падения", но, несмотря на это, новое правительство стремится улучшить отношения.

Что касается Соединенных Штатов, избранный президент Пезешкиан заявил, что Иран не уступит внешнему давлению, и раскритиковал односторонний выход США из СВПД в 2018 году, обвинив его в нанесении серьезного экономического и гуманитарного ущерба иранскому народу.

Он далее подчеркнул, что оборонная доктрина Ирана исключает ядерное оружие, и призвал США извлечь уроки из своих прошлых ошибок и скорректировать свою политику в отношении Ирана.

Он также раскритиковал США и их западных союзников за подрыв Договора о нераспространении ядерного оружия и манипулирование кризисом вокруг ядерной программы Ирана, поддерживая ядерное оружие Израиля.

Пезешкиан призвал Вашингтон признать, что стратегия разделения стран региона не увенчалась успехом и не увенчается им в будущем, выступая за подход, который позволяет избежать эскалации текущей напряженности.

Важно отметить, что избранный президент не имеет полномочий инициировать переговоры с Западом, поскольку это подпадает под юрисдикцию Лидера. Однако, как упоминалось в предыдущих статьях, президент может влиять на решения Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). Например, он может оказывать влияние путем назначения конкретных министров и экспертов, а также представления досье для обсуждения в соответствующих органах, таких как ВСНБ. Кроме того, у него есть прерогатива руководить переговорами между Ираном и другими международными субъектами.

В заключение отметим фундаментальные и не подлежащие обсуждению принципы, которые придают Исламской Республике ее особый политический характер. Эти принципы структурируют программу избранного президента с точки зрения внешней политики. Можно утверждать, что стратегическая культура Ирана основана на различных дискурсах, сосредоточенных вокруг ислама как центральной точки, формирующей идентичность Исламской Республики и определяющей не только то, как Иран ведет себя политически, но и то, кого считать другом и врагом.

Колонка президента Пезешкиана выражает уважение к этим дискурсивным рамкам и основополагающим принципам Исламской Республики, не подразумевая отказа от его предвыборной программы, которая должна основываться на консенсусе с остальными государственными институтами.