Окончание. Начало читайте На фондовом рынке новый феномен – «IPO на вырост»
Ключевыми узкими местами в подготовке к IPO, по мнению регулятора и участников рынка, становится создание совета директоров «на скорую руку» непосредственно перед сделкой, а также подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или «из друзей» акционеров. Отсутствие необходимых компетенций, покрывающих ключевые задачи и риски компании, недостаток времени для работы и вовлеченности приводит к бюрократизации и замедлению принятия решений.
Однако поиски профессионалов также сопряжены с трудностями. Бум IPO и уход с рынка иностранных специалистов усугубили дефицит кадров, обладающих опытом работы с публичным рынком капитала. Острее всего эту проблему ощущают небольшие компании, которые проигрывают крупным ПАО в кадровой конкуренции по масштабности и перспективности проектов, амбициозности задач.
Подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент: достижение бизнес-результатов, одновременная перестройка процессов и широкое общение с новыми стейкхолдерами. После сделки нагрузка сохраняется – необходимо выполнять обещания, управлять по-новому, внимательнее прорабатывать вопросы прорабатывать и коммуницировать с новыми участниками корпоративных отношений. Чтобы избежать проблем с мотивацией команды в период трансформации имеет смысл разработать соответствующую программу до IPO.
Доминирование на рынке розничных инвесторов заставляет осваивать новые правила игры, где иное восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции, которая становится близка к PR и маркетингу, поэтому становится целесообразным погружение в тематику публичности более широкого круга сотрудников.
Елена Курицына, старший управляющий директор Московской биржи:
«Рынок капитала развивается: обновляется регуляторный ландшафт, меняются размеры сделок, формируются новые подходы в коммуникациях, в работе с инвесторами. Московская биржа регулярно проводит семинары для компаний, которые планируют публичное размещение акций, в том числе в партнерстве с АНД. Наиболее распространенные вопросы от основателей и топ-менеджмента таких компаний во многом и стали поводом для проведения исследования, которое мы сегодня презентовали.
Надеюсь, его результаты будут способствовать лучшему пониманию, какие практики работают, как именно происходит трансформация, что дается сложнее всего при подготовке. Конечная цель исследования – проанализировать и систематизировать накопленный опыт, чтобы помочь быстрорастущим компаниям успешно выйти на рынок, а инвесторам дать чувство надежности, прозрачности и устойчивости».
Александр Иконников, сооснователь АНД:
«Переход в лигу ПАО открывает новые возможности, но и требует глубоких преобразований: меняются подходы к управлению и отношение к собственности. Эффективное корпоративное управление — это не формальный шаблон, а индивидуальная модель, учитывающая как корпоративную культуру компании, так и ее бизнес-потребности. Для новых эмитентов важно адаптировать свои процессы под новые задачи, оценивать их соответствие рынку и приглашать профессиональных независимых директоров - носителей современных знаний о бизнесе и практиках управления в публичных компаниях» - отмечает Александр Иконников, сооснователь АНД.
Мария Макушева, основатель исследовательского агентства «Макушева и партнеры»:
«Чтобы не только декларировать выполнение требований к ПАО, но и понять их и начать жить в соответствии с ними, нужно время. Жизнь в статусе ПАО заставляет менять культуру компании на уровне убеждений, ценностей, пересматривать привычки. Наиболее сложными оказываются пересмотр представлений собственника – смена парадигмы «свое» на «наше», повышение публичности, необходимость более тщательно аргументировать и согласовывать решения. Для семейных и дружеских компаний в первое время бывает сложно принять независимых директоров, которые воспринимаются как нечто чужеродное», - добавила
Второй выпуск исследования «Новые инвесторы» будет посвящен формированию цены сделки, специфике розничных инвесторов в сравнении с институциональными, а также новым каналам коммуникаций, которые апробируют эмитенты.
Исследование«Рынок IPO. Новые эмитенты» можно изучить по ссылке:
https://nand.ru/upload/medialibrary/news-30685/IPOResearch.pdf
***
Из досье Сводка+
Группа «Московская Биржа» управляет крупнейшей в России многофункциональной биржевой площадкой по торговле акциями, облигациями, производными инструментами, валютой, инструментами денежного рынка и товарами.
В состав Группы входят центральный депозитарий (Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий»), а также клиринговый центр (Небанковская кредитная организация – центральный контрагент «Национальный Клиринговый Центр» (Акционерное общество)), выполняющий функции центрального контрагента на рынках, что позволяет Московской бирже оказывать клиентам полный цикл торговых и посттрейдинговых услуг.
***
Группа Компаний АНД - это экосистема для корпоративного управления:
- АНД. Академия - центр профессиональной подготовки предпринимателей, директоров и топ-менеджеров для работы в советах директоров
- АНД. Эксперт – аудит советов директоров, подбор независимых директоров, построение архитектуры корпоративного управления и запуск советов директоров. Наши клиенты – это частные и публичные компании, которые используют современные практики корпоративного управления для роста бизнеса и повышения его устойчивости
- АНД. Клуб – сообщество директоров и собственников. Программы обмена опытом, расширение деловых контактов, профессиональное и личное развитие.
На рынке с 2002 года.
***
Исследовательское агентство «Макушева и партнёры» - социологические исследования полного цикла, исследование восприятия брендов и продуктов, оценка эффектов коммуникаций, анализ корпоративных процессов. Для контактов: info@makushevapartners.org